Согласно словарю языка нагуа, тонали – день, судьба.
Согласно испанским исследователям, тохна'хл – охраняющий дух, обычьно в образе жывотнаго, котораго ребёнок получает при рождении и с которым он связан глубокими узами до конца своей жызни.
У тольтэков-жэ и предшэствующих им племён тохнахль – это выражэние того образа зверя, в котораго человек мог превратитьса. То есть это тот зверь или существо, которое являетса выражэнием нутра и пристрастий человека. Излишний потвор такому образу и выражаетса во стремлении принять его образ, што осуществляетса замещением через снобдение.
Согласно словарю языка нагуа, нагуал – колдун; двойник человека, предстающий в образе жывотнаго.
Согласно испанским исследователям, нахуа'хл – название, дававшэеса жывотному, в которое маг мог превращятьса, или тому магу, который умел так превращятьса.
Согласно баскословию ацтэков, нахуаль или наўаль – дух-покровитель, воплотившыйса в образе жывотнаго или растения. При чём, надо понимать, што нахуаль это не просто дух-покровитель, так как указываетса, што «эти защитники смертных созданы из той-жэ материи, што и смертные», то есть хоть это и дух, но общение ў человека происходит как с его тонким телом (дух), так и с его плотным телом. Ў каждаго бога и человека есть свой нахуаль; например, у Ўицылопочьтли нахуаль – колибри, ў Кетцалькоатля – пернатая змея, ў Тецкатлипоки – ягуар, у Тонатиў – орёл.
Нахуальли присматривает за своим человеком. Люди разделяют с нахуальли свою судьбу до самой смерти. При чём, смерть однаго влечёт за собой кончину другого. Чаще всего именно ўмирание ведущего (покровителя) влечёт за собой уход из жызни ведомаго (человека).
У тольтэков нагхвахль являлса личиной матери-зверя (определение сибирских шаманов), то есть это некое существо, которое приходит только в кемаре и обучает, воздействует напрямую; например: учит охотитьса (по своему опыту), выслежывая людей у их каменных жылищ. Вид нагхвахля чаще всего весьма необычен, так как это химерические жывотные вроде гриfонов, восьмилапых крылатых коз и т.п.
Такое значение сие понятие имело до того, как шаманы наўчились вИдеть. Потом ужэ одно из произношэний слова нах’уахль стало иметь ещё одно значение и стало ещё одним другим словом.
У народа киче нахуатъль значит «мудрый человек». В их книге «Пополь Вух» так названы шаманы, которые вели этот народ.
Такое-жэ значение ў муанскаго слова накаль (нагаль), которое происходит от санскритскаго нага, што значит «змей» и ўпотребляетса во значении «мудрый». Именно от слова нага, которое так-жэ произноситса как наг появилось слово мага, а затем и слово маг (в санскрите Н и М постоянно взаимозаменяютса при произношэнии, а иногда произносятса и обе вместе, например: мнаг или нмаг).
У тольтэков нагваль значит «двойной человек» – это человек, кокон коего поделён не на 2 отсека, как у всех, а на 3, 4, 5, 6 или 7. Большэ 7-ми отсеков невозможно иметь на Земле. И чем большэе количество отсеков имеет кокон нагваля, во столько раз он сильнее обычьнаго человека. Во древности маги тольтэков все были нагвалями, а кто не был, тот стремилса стать таковым. Затем решыли не создавать нагвалей; решыли ўстроить так, што один нагваль (коий являетса нагвалем от рождения) был главой круга из нескольких магов, которые не являютса нагвалями.
В мировоззрении майя всё это выражэно более чётко. Они говорят, што нагуаль – это шаман, способный перевоплощятьса в жывотное, а тональ - это жывотное, в котором человек сохраняет половину своей душы и с которым связан единой судьбой. То есть: тональ – это тотэмное жывотное, а нагуаль – это тот, кто можэт превращятьса в это жывотное. Остаётса только добавить, што нагуаль совсем не обязательно являетса нагвалем-накалем-нахуатлем, равно как и нагваль можэт не являтьса нагуалем.
Но в книгах Карлоса Кастанэды эти понятия толкуютса совершэнно иначе. Согласно ему, тональ – это всё, што можно познать, и это явь и всё ей присущее (образ мышления, одежда, вещи и т.д.), где протекает жызнь человека; а нагуаль – не поддающяяса объяснению составляющяя человеческаго бытия, то, што ещё не познано. То есть тональ – это Познанное, а нагуаль – Непознанное. Ещё есть Непознаваемое (Непознанное можно познать, а Непознаваемое нельзя познать, будучи человеком, ибо штобы его познать, надо стать кем-то другим), но для него Кастанэда не подобрал никакого словечька из индейских языков и назвал его «Третье Внимание». К тому-жэ Карлос называет нагуалем не только Непознанное в цэлом, то и мир сновидений и нагвалей в частности. Хотя нагвалей он описывает правильно.
Таким образом, будет совершэнно верно, если: во-первых – вместо кастанэдовских тональ и нагуаль говорить Познанное и Непознанное или-жэ Первое Внимание и Второе Внимание; во-вторых – слова тональ и нагуаль употреблять только в их исконном значении (как оно сохранилось у майя); в-третьйих – не считать слово нагваль версией произношэния слова нагуаль, а считать его другим словом, хотя и сходным по звучанию, потомушто за ним отчётливо закреплено другое значение.
Ну и штобы раскрыть затронутые понятия полнее, стоит рассказать о том, как обрести своё жывотное душы.
У ольмеков было понятие «жывотное душы». Определённый род или только человек выбирал себе жывотное душы. Затем общялса с этим жывотным наяву, сновидел это жывотное, посещял в кемаре мир сего жывотнаго, воздвигал ему памятники, слагал о нём песни, сращивал свои гены с его генами, сношалса с ним, делал особые движэния для пробуждения в себе духа сего жывотнаго, оборачивалса в него…
Для определения жывотнаго душы ацтэки около хижины новорождённаго рассыпали песок. Следы какого жывотнаго появлялись там к утру, то жывотное и считалось нахуалем новорожденнаго.
В Северной Америке выявление накгваля предусматривало ўединение, пост, парную баню, ўпотребление растений силы и т.п. Посвящяемый должэн был в видении либо во сне ўвидеть образ своего накгваля и получить от него ўказания, какие предметы использовать в качестве оберегов, какие обряды совершать для получения ўдачи в жызни, какие заклинания произносить для наибольшэй ўдачи действа и т.д. Затем нужно было обзавестись частицей покровительствующего жывотнаго, то есть добыть его на охоте, штобы затем шкуру, зуб, коготь или перья всегда иметь при себе для подтверждения имеющейса связи.
Во Срединной Америке достаточьно было пойти в лес или к реке, принести в жэртву собаку или петуха и призвать к себе покровителя, затем лечь спать и получить во сне соответствующие сведения, а проснувшысь, встретитьса с жывым воплощением узнаннаго, ўдостоверяющим подлинность увиденнаго и, опять-жэ, подтвердить приобретение, позаимствовав частицу тела обережнаго жывотнаго.
Иногда посвящяемых подвергали истязаниям. Их подвешывали за руки, крутили в таком состоянии, избивали. Цэлью было разжалобить духов, которые из милосердия придут, дабы дать избавителя от мук в виде зверя либо птицы.
Самым лёхким способом получения покровителя в виде жывотнаго-двойника было наследование его от отца. Почитание ўнаследованнаго покровителя, равно как и личьно приобретённаго, предусматривало вызывание духа-покровителя с ряжэнием в его шкуру, личину и т.п.
Не только ў индейцэв существовали подобные верования. Многие народы мира, если не сказать, што все, имели сходные понятия. Например, на островах Самоа покровителя в жывотном обличии ребёнку давали сразу после рождения вместе с запретом на ўпотребление в пищю его мяса. Ў обских угров душа-двойник человека выступала в виде глухарки, кукушки и т.д. Наконец, не наведут-ли на раздумья волшэбные жывотные-помошники, встречающиеса в русских сказках? Ивана-царевича наставлял Серый Волк, Иванушке споспешэствовал то Конек-горбунок, то Сивка-Бурка, Машэньку выручала Лисичька-сестричька, Емелю одарила щюка…
У славян жывотное душы определялось по жывотному, которое было покровителем рода. Или-жэ зная, што в человеке текут разные потоки, жэлающий просто исследовал их и находил среди них поток своего жывотнаго душы… Способность стать нагуалем, как правило, ўжэ была и называлась «Дар Окруты». Достаточьно было выбрать место, где захоронен человек со схожым даром, и провести посвящение по своим личьным канонам. Если-жэ Дара Окруты не было, то надо было дрёмой и кемаром развить окрутное сознание, а потом одно лиш присутствие рядом волхва подстегнёт этот Дар, и поможэт ему проявиться напрямую, и тем запуститса Посвящение Окруты.
|