Оборотни
Меню
Вход
Категории раздела
Тотэмизм: исследования [25]
Тотэмизм: практика [37]
Боевой транс [12]
Исследования по оборотневедению [38]
Мифология оборотней [48]
Как стать оборотнем? [53]
Рассказы об оборотнях [54]
Рассказы самих оборотней [19]
Общество оборотней [16]
Охота на оборотней [5]
Перлы ролевиков [13]
Наши други
Наша группа Круг Альяха Сайт Inverted Tree
Фазы Луны
Главная » Статьи » Мифология оборотней

Лужицкие оборотни

В книге Вилльбальда фон Шуленбурга «Wendische Volkssagen und Gebräuche aus dem Spreewald» прямое упоминание Wjeles/Weles встречается всего один раз, но оно является крайне важным и показательным.

Это упоминание находится в разделе «Müschen» на странице 75 (в оригинальной нумерации книги):

In Burg und sonst unbekannt. Gelegentlich einer Frühjahrshieß es: „To su prawe wilkorasy, das sind richtige Welesor“, d. i. so viel wie wilde Kerle, richtige Höllengeister. In Burg hieß es von den Wölfen (wjolk.), sie wären unter die Fenster gekommen und hätten auf den Vorderpfoten gepfiffen.


«To su prawe wilkorasy, das sind richtige Welesor» = «Это настоящие wilkorasy, это настоящие Welesor», и далее: «...то есть, это значит что-то вроде "дикие парни, настоящие адские духи" (wilde Kerle, richtige Höllengeister)».

Речь идёт о рассказах про «диких зверей» (wilde Thiere), «волкодлаков» (Welkorafe, Wilkorafe), которые нападали на людей и скот. В этой фразе народ использует слово «Welesor» как синоним или усиление понятия «wilkorasy» (оборотни, волчьи демоны), чтобы описать что-то чрезвычайно дикое, ужасное и связанное с нечистой силой.

Лингвистический и мифологический анализ:

1. Форма «Welesor»: Окончание -or, скорее всего, является не немецким, а остатком старославянского звательного падежа (вокатива). Таким образом, «Welesor» может быть криком или обращением, типа «О, Велесе!». Это превращает фразу из простого описания в ритуальное восклицание или заклинание.

2. Связь с Велесом: В общеславянской мифологии Велес (Волос) — это:
* «Скотий бог», покровитель домашних животных, богатства и дикой природы.
* Бог загробного мира, связанный с магией и оборачиванием.
* Противник громовержца Перуна, хтоническое божество.

Упоминание «Welesor» в контексте оборотней (wilkorasy) и волков идеально вписывается в его функции «звериного» и хтонического бога.

3. Значение цитаты: Это уникальное свидетельство того, что в XIX веке в народной памяти лужичан Шпревальда ещё сохранялось имя бога Велеса. Оно не было забыто, а перешло в разряд фольклорной образности для обозначения чего-то дикого, ужасного и потустороннего, напрямую связываясь с образами волков и адских духов.

Итог: Это короткое упоминание — не просто термин, а живой отголосок древнего культа. Оно показывает, что Велес в лужицкой традиции воспринимался как могущественная и грозная сила, связанная с лесной и подземной стихией, и его имя использовалось для обозначения самых страшных существ народной демонологии.

Категория: Мифология оборотней | Добавил: Ксафир (15.11.2025)
Просмотров: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
В кого вы превращались?
Всего ответов: 1233

Анахарсис © 2025
Конструктор сайтовuCoz