Оборотни
Меню
Вход
Категории раздела
Тотэмизм: исследования [25]
Тотэмизм: практика [37]
Боевой транс [12]
Исследования по оборотневедению [38]
Мифология оборотней [46]
Как стать оборотнем? [52]
Рассказы об оборотнях [53]
Рассказы самих оборотней [19]
Общество оборотней [16]
Охота на оборотней [5]
Перлы ролевиков [13]
Наши други
Наша группа Круг Альяха Сайт Inverted Tree
Фазы Луны
Главная » Статьи » Мифология оборотней

Медведи-оборотни
«Оборотни – особая порода людей. Мужики чаще оборачиваются в медведя, а женщины – в свинью» Сургутский край. (286) «я не весьма давно от одного знатного, но нерассудного дворянина слышал, якобы он сам несколько времени в медведя превращался, что слышащие довольно вери­ли» Татищев в одном из примечаний к своей «Российской Истории» (9: т.3)

Как правило у современного человека слово "оборотень" вызывает ассоциации в первую очередь с человеком-волком, однако у некоторых северных народов не менее распространенной была вера в оборотней-медведей. Отголоски чего можно встретить даже в названии медведя: латышский "lācis", литовский "lokys" (из *tlāk, сродни прусскому "clokis") ассоциативно схожи со славянским словом "волкодлак", то есть оборотень. При этом происхождение самого слова "волкодлак", как и смысл самого наименования, также вызывает споры. По одной из версий, "волкодлак" — «волк-медведь».
 
Скандинавы и германцы

В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков , причем наиболее неистовые и сильные воины обращались именно в медведей.
"Скандинавская старина так же допускала превращение в медвежий образ, и в Норвегии до сих пор существует убеждение, что подобным чародейным искусст­вом обладают лапландцы; а датская песня упоминает о железном ошейнике (eisenhalsband), надевая который — человек делается медведем". Присутствует этот оборотнический ошейник и в германских легендах.
Также стоит отметить, что у этих народов широко распространены мужские имена "медвежьего происхождения".
 
Саамы

Былички о превращении в медведей есть и в фольклоре саамов.
"Рассказывают, что жили некогда три сестры. Они ушли от людей в лес, обернулись медведицами и жировали там все лето. Зимой же устроились в берлоге. Тут медведиц и обнаружил охотник. Он окружил берлогу своими знаками и позвал на помощь других охотников. Те разбудили «зверей» и двоих медведиц убили. Только они освежевали их туши, как выскочила третья сестра-медведица и бросилась на распластанную шкуру сестры — лишь одна лапа не попала на шкуру. Девушка вернула себе человеческий облик, но одна рука у нее навсегда осталась медвежьей лапой."
 
Угры

"Обским уграм известны и мифы о медведях-оборотнях.
Рассказывают, что некий богатырь любил ходить в лес и однажды заблудился. Чтобы выбраться из лесу, ему нужно было перелезть через поваленный ствол. Пришлось ему снять одежду и карабкаться по замшелому дереву. Когда он перелез на другую сторону, то обнаружил, что мох прирос к его телу, а сам он превратился в медведя. Богатырь полез было назад, чтобы вернуть свою одежду, но было поздно — одежда пропала. Так он и остался лесным зверем." 
 
Коми

"Медведь почитался у коми, как и у всех финно-угров, сверхъестественным существом, наделенным разумом и силой.
Охота на медведя сопровождается множеством магических ритуалов. Перед охотой варят сладкую кашу из ржаной муки и оставляют ее на ночь перед охотничьей избушкой. Если утром котел оказывается пустым, охотники верят, что медведь принял их жертву и охота будет удачной. Прежде чем убить медведя, нужно было клятвенно извиниться перед ним, заверив, что не охотники-коми виновны в его смерти — зверя убила «русская пищаль». Убитому медведю выбивали когти и зубы, а голову хоронили, приговаривая: «Вот тебя хороним вниз головой ... Не придешь больше сюда».
Однажды медведь попросил у небесного бога (или у популярного у коми святого — Миколы-угодника) большой палец — такой же, как у людей. Бог обещал исполнить его просьбу, но сказал, что в таком случае собаке он даст охотничий лук, а человеку крылья. Тогда медведь отказался от своей затеи. Зато он сам мог превращаться в человека, перекувыркиваясь через медвежью шкуру: так же поступали и колдуны-оборотни (вспомним сказки о «мороке»).
Рассказывают, что сначала медведь обитал на небе и был сыном самого Ена, но однажды прельстился на земную пищу — горох и, спустившись по гороховому стеблю, стал жить на земле.
Смерть (кулём) коми представляли в образе черного медведя."  Также легенды "коми-зырян рассказывали о колдуне, отлучки которого заприметила его невестка. Она-то и увидела, как свекор пошел однажды в лес и там, перевернувшись через ствол склонившейся к земле березы, стал медведем. Невестка последовала его примеру, да задела ногой за березу, так что одна нога у нее осталась человеческой. Эта ошибка погубила оборотней: они не смогли снова стать людьми, и когда остались на зиму в берлоге, были убиты охотниками." 
Кроме всего вышеперечисленного в фольклоре народов коми существует богатырь Кудым-Ош ("ош" — медведь), мать которого — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. По многочисленным легендам Кудым-Ош стал вождем одного из племен коми и одновременно жрецом, наделенным сверхъестественными способностями. Кудым-Ош прославился как культурный герой — в дальних странствиях он научился выращивать хлеб; он первым отыскал залежи руды и научился выплавлять железо. Кудым-Ош научил людей делать долбленые челны — раньше коми плавали на плотах. Как многие культурные герои (этакий коми-терминатор :), он перед смертью пообещал, что еще вернется на землю.
 
Ханты

"На другом краю финно-угорского мира, у хантов, рассказывали быличку о том, как жил одинокий старик, и к нему пришел другой белобородый старец, который и предложил ему сотворить чудо. Они подошли к кривому дереву, перевернулись через него и стали медведями. На зиму сделали берлогу. Но старец-знахарь знал больше, чем девицы из саамской былички. Он предупредил своего собрата-оборотня, когда придут охотники. Медведи приперли дверь берлоги рогатиной, охотники потоптались-потоптались, да и ушли ни с чем. Весной же старики снова превратились в людей, перевернувшись у кривого дерева. И живут до сих пор. Хантыйская быличка объясняет, почему старики приняли облик медведей: в берлоге легче было пережить голодную зиму. Вспомним средневековые рассказы о людях Лукоморья, что засыпали на зиму.
Саамский и хантыйский рассказы, в свою очередь, поясняют русскую сказку о «мороке». Некий прохожий просится ночью в избушку переночевать. Хозяин пускает гостя, но требует, чтобы тот всю ночь рассказывал ему сказки. Гость («морока») заговаривает хозяина настолько, что внушает ему, будто и рассказчик, и слушатель превратились в медведей. Они убегают в лес, охотятся, а на зиму роют берлогу. Морока объясняет своему хозяину, как себя вести, если придут охотники. Тут пришедшие охотники убивают мороку, а замороченный хозяин, пытаясь спастись, бросается на шкуру убитого, чтобы перекувырнуться на ней и, стать человеком, — падает с полатей и приходит в себя."
 
Славяне

В целом медведь для славянского фольклора — персонаж достаточно значимый, в многочисленных сказках, легендах и былинах с медведем нередко сравнивают богатырей, а также природных духов и демонов: чёрта, лешего, и даже домового: "Домовой может быть и медведем, а точнее полумедведем-получеловеком: его описывают как медведя, только с человеческими ступнями и головой (Тамб.); домовые «на взгляд неуклюжи, как медведи», – руки и ноги их толстые, они покрыты шерстью (Тульск.); в одном из южнорусских рассказов описывается превращение домового в медведя." 
Также славяне верили в то, что недобрые для человека духи (например, кикимора) боятся медведя. Интересным фактом является то, что согласно славянским поверьям, медведь — единственный среди зверей — имеет душу. И выглядит она (душа медвежья) как щенок . Возможно, это связано с легендой о происхождении медведей, согласно которой Бог превратил в них людей в наказание за прегрешения или непослушание. "...медведь, говорят поселяне, был прежде человеком. Когда-то в старину странствовали по земле св. Петр и св. Павел. Случилось им проходить через деревню около моста. Злая жена и муж согласились испугать святых путников, надели на себя вывороченные шубы, притаились в укромном месте, и только апостолы стали сходить с мос­та — они выскочили им навстречу и заревели по-медвежьи. Тогда апостолы сказали: «щоб же вы ривили отныни и до вика!» С той самой поры и стали они медведями."
Lucjan Siemieński "Podania i legendy polskie, ruskie i litewskie" (9: т.3)
"Человеческое происхождение медведя отражено во многих восточнославянских поверьях.
Считается, например, что под шкурой медведь выглядит как человек: самец — как мужчина, а медведица — с грудью, как у женщины. Полагают, что у медведя человечьи глаза, а ступни с пальцами — как руки и ноги человека. В некоторых местностях бытует убеждение, что медведь понимает человеческую речь и даже сам иногда говорит; он постится весь Рождественский пост — сосет лапу в берлоге. Медведь и ведет себя как человек: умеет ходить на двух ногах, любит плясать под музыку, умывается, радуется и горюет, любит и нянчит своих детей. Медведи крадут женщин, пришедших в лес за ягодами, и берут их в жены и даже имеют от них детей. Как и люди, медведи любят мед и водку. По причине такого происхождения в народе существует запрет есть медвежатину."
Более того, медведь также воспринимался как животное воплощение бога грома Перуна, который в таковом образе (по аналогии с греческим Зевсом) нередко развлекался, похищая девиц. "В одной из русских сказок похищаемые девицы прямо названы Луной и Звездою; на крыльях вихря уносят их оборотень-медведь (или лесное чудо) и чудо морское, то есть мрачные тучи, так как дождящего Перуна почитали морским царем, владыкою облачного моря, и давали ему животненный образ медведя." 
Другое воплощение Перуна, сродни упомянутому выше богатырю Кудым-Ошу из коми-пермяцких преданий — персонаж русского фольклора Медведко: "сын женщины и медведя, выше пояса — человек, ниже пояса — медведь."
Также у славян существовали поверья, что волхвы могут обращаться в медведей. Славянский медведь-обротень — Берендей.
 
Художественная литература, Фильмы, Игры

В сказке Владимира Галкина "Седой медведь" и в снятом по ее мотивам одноименном мультфильме (1988) мальчик-сирота встречает в лесу медведицу с медвежонком. "Обернулись дважды они вокруг ели серебряной и стали барышней-красуньей, да девочкой-шалуньей. Повели они его в свой терем, да угощали". Спустя много лет, повзрослевший парень неоднократно заступается за медведей, но тем не менее охотники убивают тех самых медведицу с детенышем. После чего он сам четырежды обходит серебряную ель и становится медведем: Склонил голову, подошел к ели. А та махнула веточками, и почудилось ему, вроде кто шепчет на ухо: — Не кручинься, Никитушка. Помочь твоему горю можно. Сорви с меня две шишки — одну большую, другую маленькую, кинь в сторону села, сам обойди меня четыре раза. Но тут вспомнил Никитка слова медведицы: "Кто четвертый раз ель обойдет — медведем обернется и не сможет среди людей жить". Однако не стал раздумывать, все исполнил, как ель указала. Сорвал шишки, кинул в сторону села, обошел ель четыре раза и обернулся медведем... Владимир Галкин "Седой медведь" В диснеевском мультфильме "Братец Медвежонок" ("Brother Bear", 2003) юноша убив медведя сам превращается в такового. В зверином обличьи он общается с животными и учится быть добрее. В книгах Стерлинга Ланье про путешествия Иеро: вербэр — "малоизученный вид лемутов, по-видимому, разновидность гризли с коротким мехом. Они обладают способностью к гипнозу, с помощью которого завлекают своих жертв. Охотятся преимущественно ночью; их видели мельком только один или два раза. Как и прочих лемутов, их относят к Нечистому, однако вербэры кажутся скорее его союзниками, чем слугами. Встречаются крайне редко" (**) В пьесы Евгения Шварца "Обыкновенное чудо", а также в двух ее одноименных экранизациях — фильмах Эраста Гарина (1964) и Марка Захарова (1978) — волшебник-сказочник превратил медведя в прекрасного юношу, поставив условие, что тот снова станет медведем, если его поцелует принцесса. В полнометражном мультфильме "Князь Владимир" жрец Перуна, получивший за убийство учителя прозвание Кривжа, способен оборачиваться в злобного медведя. В "Дозорах" Сергея Лукьяненко присутствует перевертыш по прозвищу Медведь, оборачивающийся белым медведем. В компьютерной игре "Diablo II: Lord of Destruction" персонаж друид может принимать форму волка и медведя. Также превращаться в медведей (а кроме того — в тюленей, кошек и ягуаров) могут друиды тауренов и ночных эльфов в игре "World of Warcraft". В игре "Guild Wars 2" norn — раса, представители которой способны в бою принимать облик опасных зверей — от волка до рыси. Сильнейшими и наиболее опасными среди норнов считаются именно медведи-оборотни. В Мире тьмы среди многочисленных оборотней присутствуют и верберы (werebears) — медведи-оборотни, называющиеся Гураль (Gurahl). Их специализация — врачевание и охрана священных мест. Популяция крайне мала. Большинство пало в ходе Войны Гнева.
 
Gurahl - название медведей-оборотней в Мире Тьмы (World of Darkness)
Гураль - русское написание названия медведей-оборотней (Gurahl) в Мире Тьмы (World of Darkness)
Werebears - характерное для фэнтези-миров (AD&D, Мир Тьмы) название медведей-оборотней
Верберы, Вербэры - вариант русского перевода английского "Werebears"; медведи-оборотни 
Урсолаки - вариант русского перевода английского "Werebears"; медведи-оборотни
 
ВЕРБЭР (медведь-оборотень) - "Малоизученный вид лемутов, по-видимому, разновидность гризли с коротким мехом. Они обладают способностью к гипнозу, с помощью которого завлекают своих жертв. Охотятся преимущественно ночью; их видели мельком только один или два раза. Как и прочих лемутов, их относят к Нечистому, однако вербэры кажутся скорее его союзниками, чем слугами. Встречаются крайне редко". (С.Ланье).
 
Медвежья обрядность
 
осмысляется как на уровне мифологических образов и соответствующих сюжетов, так и на уровне мифологизированных быличек о сожительстве женщины, заблудившейся в лесу, с М. или о связи медведицы с охотником; отсюда и особая категория полулюдей-полумедведей, упоминаемых в фольклорных текстах и литературных обработках (например, в рассказе П. Мериме «Локис»). Мифологические представления о таких гибридных существах известны у кетов (в образах Кайгуся и Койотбыля), у эвенков и эвенов, нивхов и других народов. Сведения о «людях-медведях» имеются в древневосточных (в частности, хеттских) текстах. В этом контексте становится мотивированным не только представление о М. как некоем духе — хозяине леса, горы, зверей, покровителе охоты, но и связь М. с человеческим родом: М. — предок людей, их старший родственник, наконец, тотем.
Известны и другие принципы табуирования названий М.: рус. «медведь», то есть «едящий мёд»; нем. Вär, англ. bear, то есть «бурый»; литов. lokys (при древнегреч. αρχτος, лат. ursus, древнеинд. rksa) по признаку «всклокоченности», «косматости». Языковой табуированности названий М. соответствуют и многочисленные запреты, связанные с поведением человека (особенно охотника) в отношении медведя. Известны случаи «медвежьих» имён людей (валлийский царь Arthgen, от *Arto-genos, «сын М.»; первый польский князь Mieszko, индеец племени кроу, имя которого в буквальном переводе означает «много медведей»; фамилии типа Медведев; ср. обратный процесс «гуманизации» М. — Миша, Михайло Иваныч, Михайло Потапыч, Топтыгин и др.), а также божеств и других мифологических персонажей (или, во всяком случае, «медвежьих» эпитетов к ним): Artaios, «медвежий» — эпитет кельтского Меркурия (при галльск. arto, «медведь»); древнегреч.Aρκτος — имя Кентавра у Гесиода;’Aρκςούρος, Аρκτοφύλαξ; — обозначение Арктура, стража Большой Медведицы в созвездии Волопас. С образом М.-первопредка связано и представление о нём как о первом культурном герое.
 
Веремедведь (werebear)

Входит в число немногочисленных "добрых" ликантропов. Эти существа всеядны и ведут одинокий образ жизни в глубоких лесах. В человеческом обличье они отличаются огромными размерами и силой, гибридной же формы не имеют. Вермедведи являются естественными хранителями лесов и крайне редко покидают их в поисках инструментов или нанимаясь на службу. Вервольфы являются их естественными врагами.
Медведи - наиболее миролюбивые изо всех оборотней. Урсолаков существует два основных подвида: бурый и чёрный. Белый подвид считается вымершим, хотя, где-нибудь на Аляске или в Гренландии могли сохраниться небольшие общины.
Бурый подвид распространён в основном в Евразии, хотя в Северной Америке также можно встретить этих оборотней. Это миролюбивые существа, сторонящиеся крупных городов. Селятся они, как правило, небольшими семьями по 4-6 человек. Кланов как таковых у них нет, поскольку рассеяны эти оборотни на очень большой территории. Живут бурые урсолаки до 450 лет, совершеннолетия достигают в 27 лет, детей у них рождается не более трёх.
Чёрный подвид распространён в Северной и Южной Америках, а также на юге Азии. Это более беспокойные и любопытные оборотни, предпочитающие долгие путешествия домоседству. Они большие индивидуалисты, и редко образуют семьи. Мать воспитывает детей (рождается 2-3 ребёнка) до половозрелости, которая наступает в 20 лет, после чего отпускает их в свободное плаванье. Чёрные урсолаки живут до 300 лет, из которых около 200 проводят в постоянных странствиях.
Оба подвида не любят насилия, и практически не используют гибридную форму. Все оборотни-медведи очень падки на сладкое, особенно на мёд, и бурые часто держат пасеки.
 
***
 
Beornings (Беорнинги) — в Средиземье Дж.Р.Р.Толкиена клан медведей-оборотней, потомков Беорна

Gurahl (Гураль) — название медведей-оборотней в Мире Тьмы (World of Darkness)

Niedźwiedziołak — польское название медведя-оборотня

Werebears (Верберы, Вербэры) — характерное для фэнтези-миров (AD&D, Мир Тьмы) название медведей-оборотней

Урсолаки — вариант русского перевода английского "Werebears"; медведи-оборотни
Категория: Мифология оборотней | Добавил: Ксафир (15.11.2009)
Просмотров: 14686 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.1/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Вы уже совершали окруту?
Всего ответов: 747

Анахарсис © 2024
Конструктор сайтов - uCoz