Волки-оборотни. Легенды былых времен?
В народном фольклоре оборотни занимают особое место. Но если в европейском они, как правило злые, демонические существа, пожирающие людей, то в славянских сказках все гораздо интереснее.
Я уже писала, что славяне считали, что перевертышем может стать не только колдун, но и самый обычный в, который узнает «особый секрет». В то же время превратиться в зверя (чаще всего в волка) можно и из-за проклятья или происков колдунов (много народных сказок, где чародеи превращают в волчью стаю целую свадьбу во главе с женихом и невестой).
Все эти сказки, легенды и былины ведут начало из времен язычества, когда богами были сами силы природы. И оборотни считались частью существующего мира. Не злые, не добрые… просто «другие».
Я не буду сейчас говорить о заболеваниях вроде ликантропии или гипертрихоза. Они, наверняка, внесли свой вклад в легенды. Я хочу рассмотреть явление именно с мифической стороны.
Одно существо и два облика — и вот мы имеем классического «проводника между мирами». Их вообще было много. Вспомним Кота Баюна, Бабу Ягу (с её костяной ногой), различных птиц. И — Серого Волка. Вот уж кто оборотень классический.
Вот о нем и поговорим.
Итак, в данном случае мы видим не человека со способностью оборачиваться в зверя (обычная картина оборотничества), а зверя, умеющего принимать облик других животных. И человеческий заодно (очень хорошо показаны эти особенности в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»). Превращается там хвостатый помощник сперва в коня златогривого, потом в красну девицу).
Вообще, стандартный переклад верованиях о тотемных животных-помощниках. Присутствует во многих религиях. И, как правило, везде несет функции проводника между миром мертвых и миром живых.
Персонаж настолько популярен, что в любом регионе найдется своя, местная легенда об оборотне. Она будет похожа на остальные, отличаясь лишь небольшими деталями.
Но есть один «волшебный волк», который очень отличается о своих собратьев. Мало того, у него есть собственная «прописка».
Постоянные читатели моего канала уже знают, где именно. Да, в Самарской Луке. А конкретно — в Ширяевском овраге.
Имя этого зверя — Волкодир.
В легендах его облик четко не прописан. Известно лишь, что похож он на огромного, страшного волка. Живет в Ширяевском овраге и служит стражем между мирами мертвых и живых, следит, чтобы никто не сунулся ни оттуда, ни туда, коли строк не пришел.
А еще служит он Хозяйке Жигулевских гор. Верный помощник: слабого защитит, заблудившемуся путь укажет. Но горе злому человеку: не пощадит.
Говорят, в пасти Волкодир прячет волшебный камень. Кто тем камнем завладеет, то станет самым сильным человеком в мире, а еще сможет понимать языки всех животных и птиц. Да только нет такого богатыря, чтобы победил Волкодира.
Это по одной легенде. По другой — нашелся таки храбрец-удалец. И это… Степан Разин! Не тот, которого мы знаем по школьной истории. А тот, что остался в памяти народной чародеем и великим насмешником над царскими генералами и над самим царем-батюшкой.
Оттого — говорят легенды — и не смогли удержать Разина ни стены каменные, ни цепи железные, ни замки заговоренные. Но это уже совсем другая история.
Источник
|