Американский врач и писатель Гарри Райт, долгое время путешествовавший по Африке, писал в своих записках: "Дагомея известна по трем причинам. Исторически она приобрела мрачную известность как центр работорговли в Западной Африке. Здесь также процветало Общество Леопардов - секретная секта зверопоклонников, которым приписывалась способность обращаться в зверей. Отсюда берет свои истоки культ вуду."
"Я побывал в разных лесах, но нигде мне не было так жутко, как в западноафриканском буше, - писал Гриффит. - Есть нечто такое в этом буше и его деревнях, отчего мурашки идут по коже. Кажется, что здесь, в буше, властвуют некие сверхъестественные силы, некий дух, стремящийся объединить животное и человека. Этот роковой дух, как бы источаемый всей окружающей местностью, вселяется в человека и руководит его поступками и традициями. Люди эти обладают замечательной способностью хранить свои тайны и не выдавать того, что не положено звать посторонним. Это результат существования целых поколений тайных обществ ". Впервые о так называемом Обществе Леопардов европейцы узнали лишь в 1854 году, когда было документально засвидетельствовано, что в городе Порт-Локко, расположенном на территории небольшой африканской страны Сьерра-Леоне, был заживо сожжен колдун за то, что превращался в леопарда и по ночам убивал людей. В 1892 году деятельность этой секты была поставлена вне закона в Сьерра-Леоне, а полиция Фритауна на одной из пресс-конференций, устроенных для местных и иностранных журналистов, даже продемонстрировала одеяние члена тайного общества - леопардовую шкуру и обувь, изготовленную в виде лап зверя. Однако, несмотря на официальный запрет, секта продолжала существовать и развиваться. С 1907 по 1912 год в Сьерра-Леоне от "леопардов" погибло такое количество людей, что власти решили предпринять радикальные меры: было арестовано более 400 человек, в том числе - целый ряд вождей племен. Cреди леопардов реже, чем у львов и тигров, появляются людоеды, зато по дерзости нападений на человека леопарды порой даже превосходят их. Только малоосведомленные европейцы могли посчитать льва царем зверей. Ни лев (который, кстати говоря, вообще не охотится, пищу ему добывают львицы), ни тигр не пользуются у первобытных народов такой зловещей славой и таким уважением, как леопард. Есть огромное количество свидетельств почитания леопарда, как самого могущественного зверя, из районов Передней Азии и Африки. В Египте эпохи фараонов жрецы носили мантии из шкур леопарда. Обошедшая весь мир статуэтка Тутанхамона, стоящего на леопарде, подчеркивает власть фараона над всеми живыми существами. Леопарды считались королевскими животными в Бенине, дочери королей Восточной Африки носили леопардовую шкуру как знак отличия. Почти все аборигены Западной Африки и по сей день верят, что некоторые люди способны превращаться в леопардов.
«Глаза леопарда подобны огню. Хвост леопарда не знает усталости. Но самое страшное в нем – это когти, Которые в мягкие лапы упрятаны». «Ты – нежный охотник, Который, играя хвостом, Сокрушает хребет антилопы. Ты – красавица смерть, Которая в платье пятнистом Подбирается к жертве. Ты – игривый убийца, Который в любовных объятиях Разрывает антилопе сердце»
Когти леопарда заменяются стальными крючьями или острыми раковинами. Это называется «нож леопарда». Он представлял собой орудие с двумя лезвиями или двойной нож с двумя лезвиями каждый. Каждое лезвие было заточено с двух сторон и находилось под прямым углом к ручке. После получения ножа новобранец постукивает по крышке ящика с магическим снадобьем и произносит клятву: «Я получил от этих людей снадобье. Теперь, если я открою кому-нибудь эту тайну, то пусть меня немедленно пронзит молния». Все это сопровождается глухой, угнетающей музыкой африканских тамтамов. После этого обряда все члены общества расходятся по домам на три дня. Потом снова собираются для того, чтобы найти жертву. Для того чтобы стать членом этой тайной организации, человек должен выпить специальный напиток, приготовленный в человеческом черепе на крови убитого. После этого новичку дается испытательный срок, во время которого он должен найти новую жертву из своих родственников. Обычно, первой жертвой нового члена становится свободная девочка (не дочь пленника или раба) старше 14 лет. Желательно, чтобы она была старшим ребенком и родственником принимаемого в общество. Перед убийством необходимо приготовить специальное снадобье, для чего в ящик помещали кусочки плоти ребенка, умершего при родах. Но этим снадобьем можно было пользоваться только временно, т.к. оно не обладало истинной силой. Два представителя «Общества Леопарда» сопровождают новичка в его начинаниях в выборе жертвы. Они должны «спросить о жертве». Для этого небольшая группа, состоящая из членов общества, подходила к матери будущей жертвы и «деликатно» намекала, что им нужно готовиться к тому, что их ребенок будет принесен в жертву ради благополучия всего племени. Также они могли подойти и к отцу, и попросить у него или брата или сына. По уже давно установленной традиции родственники должны были ответить отказом, хотя прекрасно знали, что именно их выбрали в качестве инструмента для совершения убийства. Упорствовать в отказе было бессмысленно, т.к. это могло привести к еще большим жертвам. Автоматически родственники сами становились тайными союзниками этой жестокой организации. После того, как переговоры были закончены, «леопарды» растворялись в лесу. Затем они выбирали из своего числа самого сильного, ловкого человека, которому предстояло убить жертву. Он получает имя «йонголадо», что в переводе означает «человек с зубами». Ему передавались ножи и шкура. Это одеяние хранилось только у вождя и только он имел право передавать их йонголадо и никому больше. Вся эта процедура происходила в строжайшей секретности. Передача происходила по цепочки, от вождя к его помощнику, от помощника к еще к одному члену общества, и так до тех пор, пока посылка не доходила до адресата. Это делалось для того, чтобы не один из участников этого действа не мог точно сказать, от кого он получил задание. Йонголадо одевается. В это время сигнальщик подает знак, что появляется жертва. С характерным урчанием люди-оборотни устраиваются вдоль дороги. В это время один из «леопардов» издает душераздирающий крик, и в ту же секунду йонголадо набрасывается на бедного человека и перерезает ему горло, после чего уволакивает свою жертву в глубь леса. Остальные участники убийства идут следом, кроме одного. Оставшийся специально сделанными макетами лап леопарда оставляет как можно больше следов на месте преступления. В лесу, в заранее установленном месте «человек с зубами» сбрасывает свою жертву на землю. Острым ножом делает надрез на нижней части живота, потом– с обеих сторон до ключиц. Удаляется верхняя часть плоти, и присутствующие начинают внимательно изучать внутренности. Особое внимание уделяется печени, сердцу и желчному пузырю. Особенно печени, т.к. по ее состоянию можно судить, какой будет борфима, сильной ли она будет обладать магией или нет. А желчный пузырь показывал, занималась ли жертва колдовством при жизни или нет. После обследования внутренностей тело разрезают по горизонтали у талии и еще раз по вертикали – от шеи до копчика. Получаются четыре больших куска, которые в свою очередь разделываются на более мелкие. Эти небольшие порции заворачиваются в банановые листья и раздаются всем присутствующим. Трупу отрубают голову и уродуют лицо до неузнаваемости. «Общество Леопарда» включает в себя более мелкие образования «леопардов», которые действуют на всей территории Сьерра-Леоне. И поэтому убийства и последующие обследования трупов отличаются в зависимости от разных групп этих оборотней. В одном таком обществе жертву могли сразу не убивать, а усаживали ее под деревом. После чего вождь садился ей на плечи, и все члены общества по очереди подходили к ним, касались или жертву или вождя. Затем йонголадо произносил молитву, что должно было способствовать получению отличного снадобья и, подойдя к несчастному, вырывал у него горло. После этого жертве вспарывали живот и подставляли миску, чтобы стекла кровь. Помощник окунал руку в еще трепещущую плоть и доставал внутренности. Все это относили в хижину. Жертву, которая еще могла жить, не смотря на большую потерю крови и жестокие пытки, относили к хижине вождя и привязывали к столбу. А уже утром труп переносили снова в тайное место в лесу, где и разрезали на части. Осторожно отрезали грудь и вынимали ребра. Они доставались вождю. Отрубали ноги и очищали их до костей. Голову тоже отрезали и сдирали с нее кожу и мясо, после чего кости ног, бедер и череп зарывали под пальмой. Остатки мяса резались на мелкие кусочки и раздавались людям. Ладони и ступни передавались вождю. Начинался пир. За всем этими действиями следует необычный ритуал, который, впрочем, существует не во всех районах Сьерра-Леоне. После кровавого пиршества «леопарды» сооружали из веток и листьев бананового дерева чучело жертвы и относили его в деревню, из которой был несчастный. Кусочек его тела отдавали родителям убитого, которые должны были присутствовать на пиршестве, т.к. по сути дела они сами предоставили свое дитя этим оборотням. А кусочек кожи со лба жертвы всегда оставляли для того, чтобы завернуть в нее борфиму. "Сам я, - говорит падре Хегба, - никогда не присутствовал на церемонии вступления в кровное родство с лесным зверьем, однако есть много достойных доверия свидетелей, которые такие церемонии видели. Договор заключается примерно следующим способом. Человек, который ощущает себя в состоянии стать побратимом зверя - леопарда, или, скажем, змеи, - отлавливает облюбованное животное и с помощью других посвященных доставляет его в деревню. Затем колдун берет нож и наносит зверю небольшую рану возле уха; тем же ножом он делает надрез на руке человека. Затем человек прикладывает свою рану к ране животного так, чтобы кровь их перемешалась. Отныне между человеком и зверем заключается договор, который разрушить уже никто не сможет. Зверя после этого освобождают, и он возвращается в джунгли. Он будет по-прежнему жестоким по отношению ко всем, кроме своего кровника. Стоит побратиму позвать зверя, как тот тут же явится, прибежит, приползет, прилетит - в зависимости от того, что это за животное. Африканцы уверены, что, если зверя убить, умрет и человек. Один случай рассказал мне миссионер Триллес. Однажды на берегу реки Тсини он спал в хижине вождя. Неожиданно его разбудил какой-то шум, вернее, шелест в траве за хижиной. Падре Триллес зажег фонарь и с ужасом увидел двухметровую черную змею, вползавшую в дом. При виде человека змея поднялась, готовая к атаке. Миссионер вскинул было карабин, но тут в хижину ворвался вождь и схватил змею в объятия. Он прижимал ее к себе, он ласкал ее как собственного ребенка или брата. При этом он горько упрекал падре: "Ты хотел убить меня..." - Я, - продолжал рассказывать Хегба, когда мы отправились с ним в деревню Боннепоупе, - говорил уже вам, что мне не довелось видеть церемоний, на которых заключаются договоры между людьми изверями, но вот там, в сердце этого темного леса, который мы проезжаем, живет мой знакомый охотник. Его кровный брат ястреб каждую ночь прилетает к хижине. Отношения между людьми и животными малообъяснимы, они настолько тесны, что многие склонны отождествлять зверя и человека. Как это достигается? Не могу ответить... . " "Деятельность леопардов прекращена, - сообщал в 1913 году губернатор Сьерра-Леоне сэр Эдвард Миэуэзер, - но я сомневаюсь, что удалось разрушить саму организацию". Подобная уклончивость заявления была отнюдь не беспочвенна, поскольку привлекавшийся к ответу дважды за вышеобозначенный промежуток времени предполагаемый руководитель секты некий Дэниэл Уилберфорс каждый раз признавался невиновным ввиду недостаточности улик. После этого большого процесса и без того засекреченный культ леопарда на несколько десятилетий ушел в глубокое подполье и объявил о своем существовании вновь лишь в 1946 году очередной серией ужасных убийств. Более восьмидесяти жертв было найдено тогда в разных районах Нигерии со вскрытыми венами, перерезанными глотками, вынутыми сердцами и легкими. На поиски убийц отправили специальный отряд из двухсот чернокожих полицейских, возглавляемый тремя белыми офицерами. Был введен комендантский час, начинавшийся с четырех часов дня, расставлены сторожевые посты, а за головы людей-леопардов назначено высокое вознаграждение. В результате этих мероприятий арестовали сотни человек, восемнадцать из которых впоследствии повесили. Как раз тогда, когда местные вожди успокаивали народ, говоря, что члены культа леопарда вовсе никакие не сверхъестественные существа, а самые обыкновенные люди-убийцы, невдалеке от места казни были обнаружены восемнадцать тел мертвых леопардов! Это подтверждало легенду о том, что при посвящении в таинство между инициируемым и животным-тотемом устанавливается "кровное родство", и если погибает один, то следом умирает другой. Неизвестно, сами ли животные пошли на смерть за своими "братьями по крови" или их подкинули избежавшие ареста сектанты, ясно лишь одно: уничтожить культ леопарда колониальным властям не удалось. Затишье продолжалось до 1994 года. Однажды, рассказывает представитель Международного Красного Креста Р. Буркатти, в город Екепа, находящийся в Либерии, были доставлены восемь растерзанных тел женщин и детей. У некоторых головы были отделены от тела. Кроме одной женщины и ее ребенка, все были мертвы. Хирург, осматривавший трупы, обратил внимание Буркатти на следы человеческих зубов, оставленные на них. Отдельные мышцы и органы были съедены, буквально выгрызены из тел. Негритянский персонал госпиталя отказался даже прикасаться к телам несчастных жертв садистов-каннибалов. Мужчины и женщины, пробормотав что-то о мести всем, кто дотронется до убитых, покинули здание. Остался лишь хирург-мулат из Пуэрто-Рико и медбрат из местных жителей. Оба на следующий день были найдены мертвыми, а оставшаяся в живых женщина исчезла. Даже чернокожие полицейские из Монровии (столица Либерии) отказались ехать на расследование, отослав Буркатти к белому офицеру. Выслушав представителя Красного Креста, он сразу же "поставил диагноз": это дело рук людей-леопардов. В Либерии они не объявлялись уже давно, но вот в соседней Гвинее... Офицер вспомнил о процессе 46-го года. Тогда, сообщил Перкинс (так звали полицейского), была выдвинута версия, что за всеми страшными убийствами стоял местный колдун, магия которого сводилась к тривиальному гипнозу. Все это делалось ради одного: замаскировать грабежи и подчинить себе местное население. Но Перкинс не верил, что все было так просто. В то время властям нужна была версия, которая как-то могла объяснить происходящее и успокоить людей, и она была придумана. Что-нибудь, заявил полицейский, изобретут и на этот раз. Он оказался прав. В течение полугода специальная бригада Интерпола, имеющая опыт борьбы с террористами, искала пятнистых братьев. Но тщетно. Они словно растворились. Тогда было сообщено, что зверские убийства совершены бандой уголовников, состоящей из дезертиров. Маскируясь под "пятнистых братьев", они занимались насилием и грабежами. Похоже, люди-леопарды вновь скрылись в непроходимых джунглях Африки, унеся с собой свои секреты. И главное - ответ на столь интересующий ученых вопрос: способен ли человек стать оборотнем?.. "В Сьерра-Леоне сегодня людей-леопардов практически не осталось. Однако свято место, как известно, долго не пустует. И не так давно местная полиция захватила... примитивную подводную лодку, изготовленную умельцами из Общества Крокодилов. Ее нос был вырезан наподобие головы крокодила, а двигалась она при помощи весел, выполненных в виде лап. Этот плавательный аппарат, вмещающий шесть человек, был сделан водонепроницаемым с помощью кожи и пчелиного воска. Один из подводников, называемый хватателем, занимал в лодке место около раскрывающихся челюстей и мог без проблем схватить жертву на берегу реки и втянуть ее под воду. " Как выяснили стражи порядка, это страшное судно сооружалось в полной тайне, а когда работы были закончены, состоялась церемония, на которой идолопоклонники принесли в жертву своему божеству нескольких детей. Одновременно с Обществом Крокодилов в северных районах страны функционирует не менее кровожадное Общество Бабуинов...
|