Оборотни
Меню
Вход
Категории раздела
Тотэмизм: исследования [25]
Тотэмизм: практика [36]
Боевой транс [12]
Исследования по оборотневедению [38]
Мифология оборотней [46]
Как стать оборотнем? [52]
Рассказы об оборотнях [51]
Рассказы самих оборотней [19]
Общество оборотней [16]
Охота на оборотней [5]
Перлы ролевиков [13]
Наши други
Наша группа Круг Альяха Сайт Inverted Tree
Фазы Луны
Главная » Статьи » Тотэмизм: исследования

Гамирзан Давлетшин, "Культ животных у древних тюрков"
В религиозных верованиях гуннов, древних тюрок важное место занимали и тотемистические воззрения. Тотемизм — это самая древняя форма религии. Первыми богами были определённые животные. Как известно, культ животных возник в древнейшие времена, когда первобытный человек ещё не отделял, не противопоставлял себя природе, и все родоплеменные отношения, и сам первобытный человек отождествлялись с миром животных. Верхушка древнетюркского общества своё происхождение связывала с легендарными предками, рождёнными тотемным животным.

Однако тотемизм как сложная религиозная языческая система в древнетюркское время изжила себя. Его реликты ещё были ощутимы, особенно в переосмысленных мифах, генеалогических легендах, в которых первобытный животный тотем уже выступает не как чистое первоначало рода, а в синтезе с человекоподобным существом.
 
Так, в одной распространённой древнетюркской легенде, зафиксированной в китайских источниках, говорится, что род Ашина из дома Хунну (Сунну) был разбит в сражении и совершенно истреблён. Остался в живых лишь десятилетний мальчик, которого пожалели из-за малолетства и, отрубив у него ногу и руку, бросили в болото. Мальчика подобрала и вырастила волчица. Через десять лет юноша был убит, а волчица скрылась в долине, окружённой горами, и родила там десять сыновей, от которых берут начало десять тюркских племён.
 
В других легендах красивая долина расположена внутри пещеры. Или долину, окружённую горами, называют пещерой, а обитавших там людей, «пещерными людьми». В китайских источниках пещера описывается как долина, окружённая с четырёх сторон горами. Отсюда ясно, что подразумевается под словом «пещера». Тюркский род Ашина обитал в этой «пещере» до начала VI в. Лишь потом, очутившись в степях, они оказываются под властью жужан. «Пещера» — нередкий сюжет в духовной культуре тюрок. Древние тюрки молились духам предков в пещере. О нём помнят и значительно позже. Выдающийся персидский историк Рашидаддин (1247-1318 гг.) в рассказе о происхождении тюрок писал о спасении древних кочевников от врагов в долине, окружённой горами. Но потом они долго мучались, пытаясь оттуда выйти. Однажды они разожгли большой костёр у подножия скалы, богатой железной рудой. Руда от высокой температуры костра расплавилась, и на горе образовалась огромная дыра. Выйдя оттуда, тюрки разбрелись по степи. Пещеры являются отголоском первобытности, когда основным естественным жильём людей были пещеры. Так в своих легендах древние тюрки тосковали по своим древнейшим жилищам-пещерам.

Культ небесного волка занимает важное место в тюркской мифологии. Он стал древним общетюркским тотемом.
 
История рода Ашина, и вообще история тюрок, берёт своё начало от «десяти сыновей», рождённых волчицей. Слово «Ашина» означает «превосходный, небесный волк».
Эта генеалогическая легенда нашла своё отражение на надгробном памятнике, относящемся к раннему периоду Тюркского каганата. На памятнике в виде барельефа нарисована изуродованная человеческая фигура (отрублены рука и нога), лежащая под брюхом волчицы и сосущая молоко.
 
Небесный волк играет важную роль в победах тюрок: он является предводителем войска.
Общетюркский культ волка своими корнями уходит в древние времена. В жизни народов, занимавшихся кочевым скотоводством, волк занимал заметное место, так как часто угрожал стаду. По китайским источникам, лучшие части тюркской кавалерии назывались волки. Слова «тюркский хан» и «волк» были синонимами. На знамени древних тюрок (тюрок Ашина) была изображена волчья голова. Главным тотемом огузов-кипчаков в X-XII вв. являлся сивый волк. Слово «буре» (волк) у древних тюрок использовался для образования имён. Особенно это наблюдается в высших слоях общества.
 
Таковыми, судя по генеалогической легенде о происхождении десяти тюркских племён, были мальчик из дома Хунну по имени Ашина и волчица. Волк был общетюркским тотемом. С распадом тюркского сообщества был низведён и тотем. Должно было исчезнуть как символ союза племён и изображение тотема. Отдельный его орган или определённая масть животного стали тотемом того или иного племени.
 
Татары верили, что их тотемным животным, предком был Белый волк. О нём слагались легенды и сказки. В одной легенде говорится, что когда-то в древние времена народ при кочевании по горно-лесистым местам заблудился и был окружён врагами. Спас этот народ от гибели и взял его под своё покровительство Белый волк, который по тайным дорогам вывел людей из окружения.
В татарской сказке «Ак буре» (Белый волк) фигурирует волшебный волк-оборотень, который часто меняет своё обличье, помогает герою и превращает его врагов в каменных идолов. В татарском фольклоре волк выступает сверхмощным и огромным существом, достигающим длины до 60 метров. Сила и огромные размеры волка метафорически сравниваются с легендарным Алыпом, общетюркским героем.

Белый волк у татар считался покровителем фольклора. Запрещалось днём рассказывать сказки, загадывать загадки. Об этом говорят народные пословицы: Кондез экият сойлэгэн кешене ак буре ашар (Того, кто днём рассказывает сказки, съест белый волк); Табышмакны кондез эйтсэ, буре очрый, имеш (Тому, кто днём загадывает загадку, волк встретится). Покровителем народного фольклора мог быть только тотем.

Кроме культа волка, у народов, занимающихся кочевым скотоводством, также распространился культ собаки. В некоторых преданиях собака фигурирует как родоначальница племени, рода. Например, киргизы считали своим первопредком Красную собаку. Собака была тотемом некоторых кипчакских родов.

Бык также является древнетюркским культом. Особенно наглядно это отражено в искусстве гуннов, так называемом зверином стиле. Этнонимы угуз, огуз (угез), в имени Огуз-кагана совпадают с быком. Огуз-каган в генеалогических легендах описывается как первопредок тюрок.
 
Баран являлся жертвенным животным Тенгре. Геральдическим изображением Второй тюркской династии (683-744 гг.) было изображение козла. Наскальные изображения горных козлов были широко распространены в пределах территории Первого тюркского каганата. Не зря, как было отмечено выше, у ворот храма в честь Кюль-Тегина стояли две статуи баранов, обращённых друг к другу.
 
На гуннские, древнетюркские мифы и религии заметное влияние оказали мифы и религии других народов. Древние тюрки были хорошо знакомы с манихейством, зароастризмом, брахманизмом, буддизмом и т.д. Особенно заметно в них влияние буддизма и манихейства. Положение буддизма среди древних тюрок начало усиливаться после заключения соглашения с китайской империей Ци. В орде хана увеличилось количество буддийских монахов. Их деятельность не прошла даром. Монахи сумели уговорить Тапу-хана (Тобо) (572–581 гг.) принять учение Будды. В источниках отмечается наличие у древних тюрок характерных для буддизма золотых идолов. Гунны приносили им жертвы. У татар и ныне есть выражение кузле букэн (пень с глазами). Возможно, это более поздняя характеристика идола Будды.

На древнетюркскую религию, как сказано выше, оказало влияние и манихейство (например, деление духов на добрых и злых). Религия Мани распространяется и позже. В 763 г. она даже была объявлена государственной религией Уйгурского каганата. Позже её сменяет буддизм.
Категория: Тотэмизм: исследования | Добавил: Ксафир (15.11.2009)
Просмотров: 2536 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Вы уже совершали окруту?
Всего ответов: 747

Анахарсис © 2024
Конструктор сайтов - uCoz