Оборотни
Меню
Вход
Категории раздела
Тотэмизм: исследования [25]
Тотэмизм: практика [37]
Боевой транс [12]
Исследования по оборотневедению [38]
Мифология оборотней [46]
Как стать оборотнем? [52]
Рассказы об оборотнях [53]
Рассказы самих оборотней [19]
Общество оборотней [16]
Охота на оборотней [5]
Перлы ролевиков [13]
Наши други
Наша группа Круг Альяха Сайт Inverted Tree
Фазы Луны
Главная » Статьи » Тотэмизм: исследования

Мать-зверь
Отрывки из разных источников в сети.
 
 
***

Мать-зверь тунгусского шамана, по словам многих, имеет вид или чубуку (вид горной козули) с облезлой шерстью, с восемью ногами, выросшими на передней части брюха, и с копытами, обращёнными назад, или самки лося, или, наконец, медведя.

***

у каждого шамана бывает так называемый мать-зверь (иньэ-кыыла), который имеет будто бы вид большой птицы с клювом, напоминающим железную ледоколку, с крючковатыми цепкими когтями и с хвостом длиной в три маховых сажени.
Мать-зверь приходит при рождении и воспитании души шамана, последний раз показывается только при смерти. Если мать-зверь вернулся и показался шаману, значит, тот умрет. Все шаманские мать-звери, говорят, схожи как по наружной окраске, так и по другим признакам.
Мать-зверь сходит в нижнюю страну с душой (старики ее называли кутун-сюрюн), которая станет шаманом, воспитывает ее там на ветвях елового дерева. Душа большого шамана воспитывается на девятом ряду ветвей, считая снизу.

***

ийэ-кыыл,- мать-зверь. Он считался двойником своего хозяина, существующим в виде какого-нибудь зверя - лося, оленя, медведя и т. п. Если он получал рану, у шамана болела та часть тела, которая повреждена у двойника; если мать-зверь погибал, то умирал и его хозяин. Поэтому якутские шаманы тщательно скрывали "местонахождение" своих мать-зверей, В мифе, записанном В. Л. Серошевским, весьма красочно описывается, что будто бы один раз в год, весной, когда земля почернеет, мать-звери всех шаманов "рыщут" по земле. В это время их могут заметить только люди, "одаренные" способностью "видеть" сверхъестественные существа. Мать-звери сильных и смелых шаманов "пролетают с шумом и ревом, слабые - тихонько и крадучись; особенной драчливостью и задором отличаются шаманки и, действительно, если среди них встретится настоящая колдунья, то никому не уступит; неопытные или задорные шаманы часто вступают в драку, что ведет за собою болезнь или даже смерть того, чей ийэ кыыла был побит" . Слабые шаманы имели мать-зверя в образе собаки, а самые сильные - в виде быка-пороза, жеребца, орла, лося и черного медведя. Шаман - обладатель мать-зверей в образе волка, ворона, медведя и собаки считался несчастным, так как эти звери никогда не насыщались, сколько бы "хозяин" ни добывал для них жертвенной пищи. Когда они были голодными, то не давали покоя шаману-хозяину, причиняли ему сильную болезнь (с. 626). Якутские понятия о шаманском матери-звере были схожи с эвенкийскими поверьями о зверином двойнике шамана.

***

Мать-зверь у якутских шаманов – бык, а у тунгусов, говорят, - олень. До смерти шамана его мать-зверь приходит только три раза.
У лучших, избранных шаманов, рассказывают, имеется три самострела, настороженные против других шаманов. Те из последних, которые попадут под выстрелы (речь идет о мать звере), умирают.
... первобытная примитивная магия превратилась в более высокую астральную магию шамана, где невидимый самострел настораживается на невидимую Мать-Зверя.

***

Трехглавый орел — Мать-Зверь, самый значимый символ в костюме шамана. Он передается от поколения поколению. Появляется Мать-Зверь только два раза — при рассекании шамана и когда он умирает.

***

мать-зверь, порождающая шамана (как правило в представлении обских угров это орлица с железными крыльями).

***

Ийэ кыл, ииэкыыл («мать-зверь»), в якутской мифологии звериное воплощение души шамана. В качестве И. к. выступают бык-пороз, жеребец, сохатый, чёрный медведь, волк, собака, орёл, ворон. Согласно мифам, И. к. враждующих шаманов сражаются друг с другом и тот шаман, чей И. к. терпит поражение, умирает.

***

Для жестокой схватки шаманы превращаются в тех животных, облик которых имеет их «внешняя душа». Якуты называли такое животное «мать-зверь». Некоторые люди полагали, что невидимо для человеческого глаза сражаются не сами шаманы, а их «матери-звери».

***

...там душу приводят к священному дереву, где её встречает мать-зверь шамана в образе лосихи (или оленихи), лежащей у корней дерева. Она проглатывает человеческую душу шамана и рождает главную шаманскую душу (харги).

***

"мать — зверь" (ijа-кыл) — переживание эпохи, когда шаманство было достоянием женщин: изображения животного (самки), в которое в былое время обращалась шаманка, которое было ее двойником, вместилищем ее души. В настоящее время только название напоминает о былом значении женского элемента. Je-кыл'ом шамана может быть собака, бык, жеребец, орел, лось, черный медведь, ворон. "Звери-матери" — это изображения животных, которые считались родоначальницами и покровительницами отдельных материнских родов (ije-yca), не употреблялись в пищу и почитались, как родовые богини (тангара).

***

Мать-зверь - некое существо, обучающее непосредственно, воздействующее напрямую, как то например учит охотиться (по своему опыту), выслеживая людей у их каменных жилищ. Вид матери-зверя обычно весьма специфичен, это химерические животные вроде грифонов, восьмилапых коз крылатых и пр.
Категория: Тотэмизм: исследования | Добавил: Ксафир (20.11.2009)
Просмотров: 3324 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Опрос
Вы уже совершали окруту?
Всего ответов: 747

Анахарсис © 2024
Конструктор сайтов - uCoz