Вахана (санскр. वहन, vahana от санскр. वह, «восседать, ехать на чём-либо») — в индийской мифологии — объект, или существо, используемое богами как средство передвижения (обычно — ездовое животное).
Ездовые животные могут быть как реально существующими, так и мифическими, или смесью обоих типов.
Вахана зачастую является и символом божества, чьим ездовым животным является (Нанди, бык, вахана Шивы, олицетворяет мощь и т. д.). Ваханы, кроме того, умножают силу своих повелителей (Дурга не смогла бы победить демона Махишасуру без помощи своего ваханы — льва Манаштхалы) и обозначают злые силы и пороки, которыми повелевает или которые подавляет божество (Сканда, чья вахана — павлин, обладает властью над тщеславием).
Вахана дэвата - амща-аватар (частичное проявление) бога.
Индийские религиозные воззрения, кроме всего прочего, проповедуют стремление каждого человека стать ваханой Бога.
Ваханы как правило ставятся около индуистских храмов, и по ваханам можно определить, какому богу посвящён данный храм.
Ваханы индийских божеств
Агни : овен Айяпан : тигр Бхаирава : собака Брахма : гусь или лебедь Брихаспати : слон Будха : конь Варуна : макара (морское чудище) / черепаха / лебедь Ваю : антилопа Вишну : Гаруда Дурга : лев / тигр (Манаштхала) Деви : лев Ганеша : мышь Мушика Ганга : макара (морское чудище) Индра : колесница (Вимана) запряжённая белым конём (Уччаишравас) / белым слоном (Айравата) Каларатр : осёл Кама : попугай / макара (морское чудище) Камахья : змея Каумари : павлин Кету : орёл Кубера : мангуст / конь / человек Лакшми : сова Улука / слон Манаса : змей Моммайма : верблюд Муруган : слон / павлин с нераспущенным хвостом Пушан : колесница, запряжённая козлами Раху : синий лев Рати : голубь Сарасвати : лебедь / павлин / овца Саман : слон Сканда : павлин Парвани Сурья : колесница, запряжённая семёркой коней или семиглавым конём Ушас : колесница, запряжённая семёркой коров Харихарапутра : слон Чамунда : сова Чанди : игуана Чандра : колесница, запряжённая антилопой или десятью белыми конями (баранами) Шани : ворон / гриф Шашти : кот Шукра : крокодил Шива : белый бык Нанди Яма : чёрный буйвол Ямуна : черепаха
Описание некоторых вахан
Гаджа (Gaja)
Вахана Индры. Исходя из оригинального значения слова gaja на санскрите, слон символизирует самого Бога («ja» означает место начала, или рождения мира; «ga» — цель, достигаемая в конечном итоге). Часто используется как царственный слон под седлом, обозначает при этом царскую власть и могущество.
Макара, или Джалампа (Makara)
Морское чудовище, вахана Варуны, иногда Кама-дэвы. Оно описывается в индуистской литературе как рыба с головой оленя и ногами антилопы. Однако в древнем искусстве Макара походит на рыбу с головой крокодила. Нередко изображается среди других персонажей, окружающих божества, в частности — Будду. Иногда из пасти её произрастает побег, и это свидетельствует о том, что Макара является символом производительных сил природы.
Нанди (Nandi)
Бык Нанди («счастливый») является ездовым животным Шивы. Во всех шиваистских храмах его изображение, как правило, находится рядом с Шивой, неподалеку от него или над ним, голова его повернута в сторону Шивы. Также скульптура Нанди в стоячем или сидячем положении может находиться у входа в храм. На картинах он изображается абсолютно белым, упитанным, с большими карими глазами и широкими плечами. У Нанди блестящая шкура и чёрный хвост. Горб Нандина похож на покрытую снегом вершину горы, на его теле — золотая подпруга. Он имеет острые рога с красными наконечниками. Первоначально Нанди имел человеческий облик, носил имя Нандикешвара (Nandikeshvara) и был мудрецом-риши, служившим привратником у Шивы. Причина трансформации человеческого образа в животное, возможно, связана с происхождением образа самого Шивы. Его прототип — народный бог Рудра — иногда почитался в образе быка. Связь Нанди с плодородием можно усмотреть в обычае, согласно которому верующий, прежде чем войти в храм, должен прикоснуться к стопам животного, иначе его молитва не принесёт желаемых плодов. Олицетворяет силу и мужество, дживатман (jivatman) — индивидуальную душу, животная природа которой порвала с Богом, но Божественная милость притягивает её обратно. Согласно другим представлениям симолизирует дхарму, или нравственный закон.
|
|
Агни на овне |
Вайю на антилопе |
В теософском жаргоне, ВАХАНА - это проводник, носитель чего-то нематериального и бесформенного. Поэтому все боги и богини изображены как пользующиеся ваханами, чтобы проявить себя, причем эти носители всегда символичны. Так, например, Вишну во время Пралай имеет Ананту, ”бесконечное” (Пространство), символизированное змеем Шеша, а во время Манвантар - Гаруду, гигантского полу-орла, полу-человека, символ большого цикла; Брахма появляется как Брама, спускаясь в планы проявленности на Калахамсе, ”лебеде во времени, или конечной вечности”; Шива появляется как бык Нанди; Озирис - как священный бык Апис; Индра путешествует на слоне; Карттикея - на павлине; Камадэва - на Макаре, иногда на попугае; Агни, всемирный (а также солнечный) бог Огня, который, как и все они, есть ”Огнь поедающий”, проявляется как баран и ягненок, Аджа, ”нерожденный”; Варуна - как рыба; и т.д., и т.д., тогда как проводник Человека есть его тело.
В космическом масштабе ваханой бога является его планета или звезда. Телом Всевышнего выступает всё Мироздание, включая Космос, включая каждый атом и каждый отблеск света, ибо Он – всё.
Для Индры ваханой показан слон, то есть в общем случае это планета Юпитер. Для Вишну – орёл, означающий ауру Солнца. Сканда сидит на павлине, или петухе – магнетизированная металлическая пыль вокруг Земли. Ганеша опирается на крысу – символ подлунной сферы. Шани, бог Сатурна, разъезжает на чёрном вороне – символ планеты Сатурн. Дурга заправляет львом или тигром – подземный огонь. В греческой традиции богов постоянно сопровождают их животные. Так, греческой Афине часто сопутствует мудрая сова – символ Радж-звезды, отражающейся красным пятном Юпитера. Вакха сопровождают козловидные сатиры – силы Земли. Диоскуры постоянно при резвых конях – Меркурий и трансмеркуриальная планета. Египтяне большинство богов изображали с головой того или иного животного. Сет показан с головой неизвестного рыжего зверя, напоминающего то ли Бледного Лиса, как это следует из мифологии догонов, то ли собаку или шакала; Исида часто изображена с рогами или головой коровы; Гор – с головой стремительного сокола.
Древние мыслители представляли человека существом составным. Его дух как наездник пользовался телом словно каретой. Популярный образ седока, управляющего каретой-телом и конями-чувствами, встречается уже в Упанишадах. Данный образ перекочевал затем в иные традиции, в том числе встречается в греческих текстах. Тело для человека – это его карета, экипаж, который в своей основе получается от родителей и который человек седлает при каждом новом воплощении. Иными словами, тело – это вахана, ездовое животное духа. Как любое живое существо, вахана обнаруживает свой ум, свой эмоциональный центр, свои простые желания. В каждом атоме и в каждом минерале имеются зачатки индивидуальности. Тем более они есть у живых клеток и есть у такого сложного конгломерата клеток, как тело животного и человека.
Тело земного человека – это животное, которое дух человека постепенно осваивает с момента вхождения в зародыш. Говорится, что дух привходит в тело зародыша примерно с четвертого месяца беременности – именно с этого времени обнаруживается особый сердечный ритм. Окончательно дух нисходит в это тело, или точнее – полностью фокусируется на пребывании в теле, к семи годам. Психологи называют проявления этого телесного животного низшими инстинктами и считают эти инстинкты человеческими, тогда как на этот феномен необходимо смотреть совсем по-иному.
Вахана – это инструмент, благодаря которому проявляется любой дух. Так, чтобы добраться до океанического дна, необходимо залезть в батискаф. Чтобы монада могла проявиться в этом мире, ей нужен соответствующий носитель. В каком бы плане ни воплощался дух, везде понадобится тело, выращенное и действующее по законам окружающей среды.
Тело, будучи материальным, даже тело конкретного атома, представляет собой подобие всего Космоса, то есть оно является результатом длительной многоплановой эволюции, руководимой своей Иерархией, или просто – Природой. При воплощении на других планетах, например на Юпитере, человек вынужден был бы пользоваться иными оболочками, другими ваханами. Это были бы совсем другие носители, созданные эволюцией Юпитера. И у монады растения на любой планете была бы своя вахана, и у монады минерала. Вахану создаёт и раз вивает, скажем так, Природа, а индивидуальность, то есть монада, минерала ли, растения, животного или человека, – является наездником этой ваханы, сотрудником Природы в её развитии, одновременно использует эту ваха-ну для целей своего духовного накопления, для совершенствования и роста. Дух через накопления зерна духа, то есть накопления монады, – развивается «сверху», а Природа, Материя через формы телесности развивается «снизу». Процесс этот – обоюдный.
Каким образом самому убедиться в существовании ваханы, в том, что вахана – отдельное от человека существо?
В первую очередь, область проявления ваханы – это та низшая часть психики, которую традиционно связывают с инстинктивным поведением, то есть когда вне зависимости от ума и внимания человека его тело поступает по-своему. Помимо инстинктов, то есть природных автоматизмов, у ваханы человека – раз уж это существо – обнаруживается и некое подобие специфической личности. Личностные черты – это признак, отличающий одного субъекта от другого. Конечно, личность – это, прежде всего, самоосознание, саморефлексия, что присуще лишь человеку. В этом смысле личность ваханы – это в большей мере нечто поведенческое, отличающее одно тело от другого, несмотря на одинаковость их родовых автоматизмов. Самое удивительное, когда человеку удаётся выявить заметное отличие своей личности, своего характера, от характера своего же тела. Это примерно как если бы человек не любил кошек и любил собак, а его тело любило наоборот, один – быстроту, другое – неторопливость, один – огонь, другое – воду. Для подобных наблюдений необходимо твёрдо осознать нетождественность себя своему телу.
Наличие у тела личностных черт свидетельствует о существовании в нём телесного сознания. Ученик Ауро-биндо Гхоша, Сатпрем, описывая данный феномен, свою книгу так и назвал «Разум клеток». Сознание тела, о котором идёт речь, – это не просто арифметическая сумма сознаний отдельных клеток. Сознание тела – целостно и в силу этого нуждается в источнике целостности, в том – кто сознаёт. Количественное объединение всегда влечёт изменение качественное. В самом демократическом государстве, не говоря о монархии, во главе стоит президент или премьер-министр. Без центра власти, без центра магнетизма – распадётся любое государство. Так и с телом, включая тело, которое человек покинул во сне, при летаргии или при выходе в астрале. Клетки оставленного тела должны кем-то удерживаться от распада. Этот же центр являет и личностные черты ваханы.
Вахана подлежит тренировке, то есть личностные черты ваханы, как и черты человека, подлежат изменению. Животных и людей учат, например, не бояться какой-либо опасности. Скаковая лошадь постепенно приучается не бояться брать барьеры. Аналогичным образом тело человека постепенно приучается без боязни ходить по краю пропасти. Феномен хождения по углям во многом основан на использовании эфирной силы ваханы. Люди иногда удивляются беспочвенному испугу внутри себя, ибо умом уже не принимают опасность, но что-то внутри ещё продолжает бояться. Например – увеличение адреналина у мужчин перед взятием крови. При иных обстоятельствах мужчина может распороть руку и даже этого не заметить, а здесь страх от укола в палец. Или ночные шорохи в собственном доме. Или внутренняя дрожь перед схваткой. Часто такой страх и волнение проявляет вахана, а не душа человека. У некоторых это весьма чувствительное и боязливое животное. В военном искусстве, в спорте – его учатся дрессировать. Дрессировке подлежит и область питания. Известно, что при системе правильного питания человек со временем может перейти к достаточно сдержанному рациону, чуть ли не к единственному блюду. Возмещению необходимых микроэлементов, аминокислот и витаминов помогает внутренняя йоговская перестройка организма, но главное, что вахана может довольствоваться достаточно простой пищей, без вкусовой вычурности. Чрезмерные количества пищи на самом деле ни вахане, ни духу не требуются. Разбухшая привередливость питания поддаётся изменению.
Каждая вахана, как любая лошадь, характеризуется собственным волевым центром, который собрал клетки и прочие элементы тела в единое целое. Этот центр – монада ваханы. Такая монада не индивидуализирована до степени самостоятельного существа, она тесно связана группой подконтрольных ей клеток с родовым, или природным, Управителем подобных тел.
Явление монады, монадности заключается в относительной самостоятельности центра магнетизма, роль которого она выполняет. Центр магнетизма тела удерживает все части и всех участников телесного конгломерата вместе. При этом отношение между дочерними и родительской монадой может иметь разную степень связанности. Например, гриб и грибница. В растительном и в ряде случаев в животном мире много примеров, когда часть, отделённая от тела, способна самостоятельно жить дальше, а иногда и давать потомство. Телесная монада словно разделяется на части, и эти части далее существуют как самостоятельные единицы.
Монада человека, воплощающаяся в тело, монада самого тела, а также родовой Управитель группы таких тел – принадлежат классу элементалов. Элементалы не имеют формы, но зато группа элементалов, управляемая, в свою очередь, более развитым элементалом, способна принять любую иллюзорную форму, которую человек имел или имеет в своём сознании. Это дало жизнь целому классу персонажей мифов, описываемых как гномы, русалки и прочие. Царство элементалов и их видовое разнообразие громадно. Каждая молекула сама по себе есть выражение элементала или группы элементалов. Само их название говорит о простейшей стадии. Но элементалы, подобно телу человека, – сами могут состоять из элементалов. Иерархия их может быть достаточно многоступенчатой, и планетное тело подчинено такому особому элементаль-ному духу. Такой планетарный элементал подобен озеру, у которого ответвляющиеся реки и ручьи, то есть элементалы разных вахан являются как бы его частями. Указанные особенности позволяют предположить, что в том смысле, в каком человек себя осознаёт личностью, элементалы себя не осознают. Более того, их групповая форма существования отличает их и от даже самого стадного животного. Их характерная особенность – фактическое отсутствие личного интереса. Они как камертон, как зеркало. Они лишь отражают потенции окружающих волевых источников, реагируя сознанием, как магнитные стружки. Феномены низшей магии опираются на элементалов. Воздействуя на элементалы, можно управлять даже погодой.
Человек привык рассматривать желания и волевой импульс как обязательно исходящие из одной точки. В этом смысле у элементалов класса стихиалий, класса вахан – таковых как бы нет, ибо нет выраженной «точки» приложения. Вместо «точки» в природе имеются явления так называемого коллективного разума, настолько же богатого формами претворения, насколько содержание пространства богаче содержания одной точки. У элементала, скажем, молекулы кислорода (воздуха) выявить волевой импульс, невозможно. Зато волевой импульс налицо у большой группы таких молекул, например у тайфуна. То есть малое действие обнаруживается в действиях большого. Так, в физике элементарных частиц царит иной калибр и иная суть движущих сил.
О безвольности элементалов говорится лишь в сравнении с монадами независимых существ. Вне воли нет вообще ничего, ибо воля – это аспект любой энергии, а энергия – это всё. Между собой элементалы также отличаются степенью индивидуализированности и силой воли. В каждом царстве имеются свои вундеркинды и пионеры. В этом смысле вахана животного или человека может оказаться с весьма выраженным индивидуальным характером. В перспективе элементал, в зависимости от занимаемой им ступени, может стать самостоятельной монадой минерала, растения, животного и даже человека, то есть сам станет на какой-нибудь другой планете наездником соответствующего конгломерата-ваханы, из «гусеницы» превратится в «бабочку».
Таким образом, человеческое тело само по себе – это ещё не человек, подобно тому, как оседланная лошадь – не всадник. Приходит время, когда всадник сходит с лошади, или может случиться так, что одного всадника вытеснит другой, и тогда различие между всадником и его лошадью становится очевидным.
Определив статус тела как ваханы, можно отметить сложный иерархический состав внешних Управителей этих вахан. Физическое тело животных и людей состоит из минерального, растительного и собственно животного уровней. Каждому из этих уровней присуща своя система управления, свой Управитель или уровень Управителя. Могут быть такие состояния, например сна, когда животная (психическая) часть во многом парализуется, тогда как растительная и минеральная продолжают активную работу. Поскольку в царстве элементалов под волевым источником понимается не «точка», не некий размышляющий, сомневающийся или печалящийся субъект, а оазис родовой воли, то резких границ между растительным (тканевым) уровнем управления и животным (психическим) здесь нет.
Сказанное о вахане, о родовом Управителе вахан и о воплощающейся монаде человека – всё это могло бы быть общей схемой для живых существ, по крайней мере, в Солнечной системе. Однако в случае с земной эволюцией и с земным человеком произошло нарушение естественного порядка.
Суть произошедшего пояснить можно следующим примером. Представьте планету, на которой имеется особая форма развития, которая при достижении своего максимума в далеком будущем станет на порядок выше известного сейчас уровня человека. Скажем, это – будущий, более высокий эволюционный виток человечества. Но из-за подростковой стадии этого эволюционного круга ныне, существа такой планеты по отношению к человеку окажутся тем, что на Земле называется «животными», например, это могут быть мудрые драконы, столь любимые восточной мифологией. Через миллиарды лет, когда человечество, быть может, воплотится на этой планете, на ней к тому времени разовьются человеческие тела, аналогичные нынешним, но только с возможностями, многократно превышающими земные. Теперь представьте, что человеку понадобилось по какой-либо причине воплотиться на данной планете прямо сейчас, то есть войти в круг эволюции совсем иного формата. Людских тел на данной планете нет, остаётся воплотиться лишь в тела этих змееподобных «животных».
Индийские и буддийские тексты, а также Платон утверждали, что если человек нравственно деградирует до уровня животных инстинктов, то он может в следующем воплощении воплотиться не в человека, а в животное. В «Письмах Махатм» и в Агни-йоге говорится, что такие воплощения людей в животных случаются крайне редко, но тем не менее случаются. Другими словами, соединение человеческого духа и чисто животного тела не является чем-то невозможным. Если среди или наряду с волной человечества, переселяющейся на планету, будут духи, нравственно павшие и потенциально способные воплотиться в животных, то на новой планете в силу кармического магнетизма они с наибольшей вероятностью окажутся первыми, кто войдёт в животные тела. Они будут развивать такие тела, подготавливая расу, в которую смогут впоследствии воплотиться остальные монады человечества. Нечто подобное, правда, с более длинной историей, случилось с земным человечеством, утратившим прежнюю планету. Нынешняя Земля для большинства людей стала спасательным островом, временным пристанищем. В Солнечной системе, кроме как на Земле, нет других планет, где бы человечество могло совершенствоваться в условиях физического плана.
Земное тело, оседланное человеком, а также чувственность получеловеческих «пионеров» внутри этого тела, оказались во многом влиятельнее самого человека. Вахана человека, или тот сложносоставной конгломерат, каким оказалось его тело, должен был стать подспорьем человеку, подобно доброму коню, должен был вместе с человеком стрелою устремиться к ускоренному развитию. Развитие человечества пошло по другому, извилистому пути. Диспропорции чувственного и интеллектуального роста оказались столь громадны, что нарушился тонкий баланс между человеком и его животным телом. Сосуществование двух или, точнее, – трёх волн эволюции, человеческой и животной в одном теле, сместилось в сторону животного, повлекло фактическое закабаление человечества «подсознанием», силами, стоящими за астральным посредником «пионеров». В мифах это превратилось в образ души-невесты, похищенной коварным змеем.
Ваханы с точки зрения тотэмизма
У каждого бога, как и у каждого человека, есть свой тональ, своё животное силы. Таким образом, когда мы говорим о тонале человека, то мы называем его "тотэм", а когда говорим о тонале бога, то называем его "вахана".
Почему же ваханы стали восприниматься не как тонали, а как ездовые животные? Дело в том, что арийские маги вступали в союз с животными не только ради совместных снов, но и для того, чтобы воевать рядом друг с другом. Индию завоевали именно арии и именно славянские боги составляют немалую часть индийского пантеона (Индра, Варуна и т.д.). Т.е. арии при завоевании Индии использовали в войне и своих животных силы. Поэтому и арийских богов индусы изображают восседающими на своих ваханах. Своих же исконных негроидных богов индусы затем тоже стали изображать на ваханах.
Но какая же ценность вахан для практики тотэмизма? А вот какая...
1. Найдите своё тотэмное животное. Допустим, это окажется слон.
2. Спросите у него, не является ли один из слонов ваханой какого-либо бога?
3. Если да, то попросите отвести вас к этой вахане. Во случае со слоном, вас должны отвести ко Гадже - вахане Индры.
4. Найдя вахану, познакомьтесь с этим слоном, пообщайтесь.
5. Попросите Гаджу отвести вас к его хозяину - к Индре.
Вот вы и добрались до бога!
|