Валерий Авдеев объясняет этот феномен тем, что отключается левое полушарие головного мозга с его прямолинейным, примитивным логическим мышлением и пробуждается правое полушарие, которое мыслит многопланово, объемно-образно.
Валерий Авдеев настоящий чудотворец и волшебник. Я уже многие годы восхищаюсь его выдающимся талантом, но особенно мне нравится его знаменитый метод овладения резервными возможностями организма, который он назвал "имаго". Свое мнение о мастерстве Валерия я подкреплю высказываниями наших замечательных журналистов-исследователей: М. Дмитрука, А. Майсюк и др.
"Шел третий год Великой Отечественной войны. Фашистские полчища рвались к Сталинграду. Город пылал. Горела Волга. Сталинградцы сражались, зарываясь в землю, в камни, в пепел... Раздирающий вой сирены возвестил об очередной воздушной тревоге. Горожане спешили в бомбоубежище. Трехлетний малыш из разрушенного детского дома остался на улице. Когда о нем вспомнили, было уже поздно: земля содрогалась от глухих разрывов.
Взрывы становились все чаще, как будто кто-то бил тяжелой кувалдой по земле. В бомбоубежище погас свет. Было такое ощущение, что земля раскалывается и уплывает из-под ног. Никто уже не верил, что останется жив...
И когда наконец прозвучала команда "отбой", люди долго ещё не могли сбросить оцепенение. Затем все потянулись к выходу. И даже в этот миг никто не торопился войти первым сначала пропустили раненых и детей.
Улицы лежали в руинах. Дым, огонь, гарь сплошное пепелище. Солнце, казалось, стало светить тускло, как бы стесняясь увиденного...
Вдруг в оглушенно-заторможенное сознание людей стал проникать плач ребенка. На фоне полуразрушенного здания, на высоте третьего этажа, в пролете обгоревшей балки, как лунатик, шел мальчик. Рубашка на нем горела. Толпа замерла. Первым опомнился солдат санитарной службы. Набросив на голову шинель, он ринулся в проем. Среди дыма и огня несколько раз мелькнула его фигура. Когда в очередной раз дым отхлынул, на балке мальчика уже не было. С глухим треском остатки здания рухнули. Раздался общий вскрик. Но в последнюю секунду прямо из пламени вынырнула фигура солдата с мальчиком на руках. Малыш уже не кричал, слезы катились по его щекам, оставляя белые борозды. Его долго не могли оторвать от солдатской шинели. Он как бы оцепенел. Каково же было удивление врачей, когда на теле ребенка не оказалось ни одного ожога. А ведь одежда на нем горела и рассыпалась! Солдат же получил тяжелые ожоги, его отправили в госпиталь.
Происшедшее было описано в местной газете. Имя солдата осталось неизвестным.
Впоследствии ученые, комментируя этот случай, скажут, что мальчик пережил нервное потрясение и поэтому кожа его была нечувствительной к огню...
Позднее Валерий Авдеев, так звали мальчика, приобрел способность ходить по раскаленным углям босиком, демонстрируя свою власть над огнем. Он стал первым огнеходцем в Советском Союзе. Наряду с этим у него проявилось много и других удивительных способностей".
А теперь перенесемся в события сегодняшних дней. "В Доме ученых лекцию читал, на первый взгляд, человек весьма далекий от науки артист оригинального жанра Валерий Авдеев. И тем не менее его выступление вызвало огромный интерес у медиков, психологов, биологов. Он рассказывал ученым о том, как развил в себе феноменальные способности, демонстрируемые в программе "Психологические опыты. Познай самого себя".
Вот один из таких опытов. ..., .
" На столе обыкновенный компас, его черная стрелка, как и положено, указывает на север. Это видят все зрители; увеличенное изображение стрелки проецируется на большой экран.
Из глубины сцены появляется Валерий Авдеев. Его лицо, сосредоточено, походка замедленна, руки широко разведены..; Легкими движениями пальцев он как будто перебирает в воздухе что-то невидимое для зрителей, но явно ощущаемое им самим. И вот, словно почувствовав незримую преграду, артист останавливается приблизительно в метре от стола. Внимательно глядя на компас, затаив дыхание, он начинает осторожно сдвигать эту преграду. Проходит минута, другая стрелка неподвижна. Но когда Валерий сделал резкий выдох, она неожиданно отклонилась на восток, повинуясь мановению руки.
Может, отклонение вызвано движением воздуха? Но вот жена и помощница артиста Анна Зимарина накрывает компас стеклянным колпаком а стрелка все равно колеблется. Повторяя движения рук, она раскачивается из стороны в сторону и наконец начинает быстро вращаться.
Опыт усложняется. Авдеев напрягся и замер над компасом. Его лицо покрылось испариной, на руках вздулись вены, дыхания совсем не слышно. И вдруг, примерно через минуту, компас словно ожил: дернулся несколько раз, а потом начал плавно Удаляться от артиста. Передвинувшись сантиметров на пятнадцать, остановился и стал медленно вращаться. Сделав несколько оборотов, замер на краю стола.
Зал взрывается аплодисментами... После концерта я приехал к Авдееву и, пока хозяин хлопотал на кухне, сам попытался заставить вращаться стрелку компаса. Результат нулевой. Но когда хозяин вошел в комнату, неся в руках поднос с чашками, стрелка неожиданно отклонилась. А когда я с энтузиазмом начал делать "пассы", она стала подчиняться движениям моих рук. Казалось, что Валерий излучает какуюто непонятную энергию, которая передается окружающим на расстоянии. Когда он взял меня за руку, стрелка стала колебаться еще сильнее и один раз даже описала полный круг. Признаться, даже тогда я усомнился в чистоте этих опытов. Неужели это много раз осмеянный и отвергнутый наукой телекинез? Или же обыкновенный, хотя и эффектный, фокус? Приходили в голову различные "объяснения". Что, если артист натер поднос шерстью, на нем появился электрический заряд, который и влияет на стрелку? Услышав эту версию, Авдеев приблизил тот же поднос к компасу, но стрелка не шелохнулась, начал двигать над ней руками опять ничего... Так, наглядно он опроверг эти и все другие мои предположения.
А через несколько недель мой скепсис рассеялся окончательно. Я наблюдал, как Валерий демонстрирует эффект телекинеза академику АН СССР, Герою Социалистического Труда Юрию Борисовичу Кобзареву. Тогда было сделано все, чтобы исключить влияние сквозняков, вибраций, магнитов и прочих помех, а стрелка все равно вращалась на расстоянии более метра от рук Авдеева. И Кобзарев был вынужден признать, что это не фокус, а реальный феномен, природу которого необходимо изучать.
До последнего времени ученые не могли предположить сколь-нибудь правдоподобную гипотезу, объясняющую явление. Исследователи установили, что во время этого опыта рука излучает электромагнитные импульсы, но их мощность недостаточна для поворота стрелки. То есть никакие физические поля человека, взятые по отдельности или суммарно, не способны вызвать телекинез. Впрочем, это если говорить об известных полях. Так, может, все-таки существуют пока неизвестные они-то и вызывают отклонение стрелки и перемещение компаса?
Наш журнал уже рассказал о предположении советских исследователей Н. Н. Сочеванова и А. Ф. Охарина о том, что вокруг любого материального тела существуют концентрические оболочки сверхлегких элементарных частиц микролептонов
("Природа и человек", № 3, 1988 год, "Биолокация").
Особо чувствительные люди могут обнаружить их с помощью рамки лозоискателей или непосредственно руками. Наверное, такие оболочки ощущал Валерий Авдеев, когда натыкался на невидимую преграду в метре от компаса, а потом на расстоянии примерно двадцати сантиметров. Повидимому, существует и своего рода обратная связь между телом и его оболочками; воздействуя на него, можно изменить их, и наоборот. Поэтому возможно и такое объяснение явлению: когда Валерий Авдеев "находит" микролептонную оболочку и начинает "бить" по ней рукой, импульс передается стрелке компаса.
Гипотеза Охарина-Сочеванова показывает: возбуждение даже одной микролептонной оболочки вызывает такие процессы в магнитной стрелке, которые могут привести к ее повороту.
Кроме того, не нужно забывать: на ладонях артиста возникают электрические потенциалы. Мало того, он способен по желанию вызывать их появление и исчезновение. В последнем случае стрелка остается неподвижной, даже если над ней будут двигаться руки. Но как Авдеев заряжает их электричеством? На этот вопрос, возможно, ответят ученые. А пока возвратимся на сцену Дома ученых...
Зал аплодирует артисту. На сцене уже идет приготовление к другому опыту. Два человека берут пустые бутылки и разбивают их молотками. Осколки падают на простыню, расстеленную на сцене, зловеще поблескивают острыми гранями. Из-за кулис выходит Авдеев в кимоно каратиста и выполняет несколько разминочных упражнений. Его лицо сосредоточено. Глаза закрыты. Он совершает очень медленные движения как у тигра, подкрадывающегося к жертве. Специалисты по "ушу" сказали бы, что Авдеев набирает энергию...
Но вот артист словно очнулся от сна. Он открыл глаза, быстро снял куртку. И обнаженной спиной ложится на груду стекол. Как человек покоится на таком ложе? Страсти накаляются еще больше, когда на грудь Авдееву кладут деревянный щит и на него становятся трое мужчин. В тишине отчетливо раздается хруст ломающихся осколков. Кажется, что после такого опыта артиста надо немедленно отправить в больницу. Вот он встает со своего ложа, и зрители видят, что на его спине ни одного пореза... Снова аплодисменты.
Такие опыты, как известно, демонстрируют и некоторые индийские йоги. И тем не менее загадка остается. Обычным людям такое недоступно.
Идет новый опыт. Авдеев обращается к зрителям. Вы сами можете продемонстрировать необыкновенные физические способности, убежденно говорит Валерий и приглашает на сцену трех добровольцев. Сначала он просит их войти в состояние, необходимое для опыта: Закройте глаза, мысленно сосредоточьтесь на своих ощущениях, попытайтесь почувствовать свое тело. Найдите наиболее теплый его участок и наиболее холодный. Где-то обнаружите боль, где-то приятные ощущения. Чувствуйте это одновременно и не думайте ни о чем... А теперь представьте, что видите свое тело со стороны. Вот оно наливается теплом и тяжестью, мышцы мощно напрягаются и как будто деревенеют... Вы уже видите не себя, а ствол могучего дерева...
В этот момент ассистенты подхватывают трех мужчин на руки и каждого кладут на спинки двух стульев испытуемые опираются о них только пятками и затылками. Не чудо ли? Но Валерий спокойно сообщает, что если человек хорошо войдет в такое состояние, то может выдержать на спинках стульев не только тяжесть своего тела, но и еще трех людей, вставших на него. Когда-то такой номер демонстрировали только цирковые факиры, а теперь многие ученики Авдеева.
Что же это за удивительное состояние? спрашивают артиста. Уж не гипноз ли?
Нет. Легко убедиться в том, что испытуемые лежат на спинках стульев незагипнотизированные. Вы можете поговорить с ними они четко ответят на любые вопросы и с чувством юмора расскажут о своих ощущениях.
Я видел, как подобное проводили энтузиасты, которые считают себя его учениками.
Один юноша, вися над полом, непринужденно беседовал с окружающими, выразительно читал стихи, решал сложные математические задачи. Наблюдавшие его медики согласились, что это действительно не гипноз. Но что же тогда? Это умение, которым обладает каждый из нас, часто и не подозревая об этом, объясняет Валерий Авдеев. Затаив дыхание и сосредоточившись на мысленном образе, можно вызывать различные изменения в организме. И я называю это состояние, "имаго" от латинского слова "образ". Для этого необходимо переключить в сознании словесно-логическое мышление на образное. И тогда человек в состоянии открыть в себе удивительные способности: отгадывать чужие мысли, ходить босиком по раскаленным углям, мгновенно сочинять стихи... Все свои номера я показываю только в состоянии "имаго". Я раньше даже выступал под псевдонимом "Имаго".
Повидимому, не все ученые поверили, что образное мышление открывает такие удивительные способности. Один из них сказал с недоверием:
Может, вы сочините что-нибудь на заданную тему? Например, опишете в стихах свое состояние? Пожалуйста, ответил артист. Лицо его изменилось, он как бы погрузился в себя и действительно заговорил стихами: Закрыл глаза. И мир исчез. Жизнь, разве ты есть? А может, ты мое воображение?
Попробуйте еще на неожиданную тему, не унимался скептик. Представьте: одинокий странник рассуждает о бренности бытия...
Артист долго молчал. Казалось, что он старается глубже войти в состояние "имаго". Мышцы все больше расслаблялись: лицо стало похоже на маску, спина ссутулилась, руки повисли как плети. Неожиданно он заговорил, с трудом выговаривая слова:
Мой посох сломлен. Мозг устал,
избиты ноги, я вдвоем с тоскою.
Ночь на земле. А в голове туман.
Душа стремится к звездному покою...
Теперь уже никто не сомневался, что артист вошел в образ настолько естественной была эта импровизация. Трудно представить, что всего лишь включением образного мышления можно открыть в человеке такие удивительные способности. Один из психологов спросил: Я видел, как на прошлом концерте вы запомнили с ходу сотню слов, а потом повторили их в прямой и обратной последовательности. Но разве можно это делать в "имаго", когда, как вы говорили, работает не словесное, а образное мышление?
Это можно делать только в "имаго", ответил артист. Я стараюсь образно представить каждое слово даже абстрактное, тогда оно мгновенно запоминается.
Судя по всему, "имаго" это разновидность аутотренинга. Разница лишь в том, что в аутогенной тренировке работает слово (вы себя как бы уговариваете многократным повторением: "Я совершенно спокоен, мое сердце бьется ровно, ритмично"), а в состоянии "имаго" действует образ. Задача здесь сосредоточиться на ощущениях тела без действия мысли, т. е. без той "внутренней болтовни", которой постоянно занят наш мозг.
Когда человек как бы ощущает все свое тело, каждую его клетку, нужное состояние достигнуто. Через призму этих ощущений можно давать образные команды мозгу, и они будут выполнены почти автоматически.
Люди, у которых хорошо развито образное мышление, способны входить в состояние "имаго" непроизвольно. Такие факты хорошо известны, например, литературоведам. Когда Горький писал повесть "Городок Окуров", с ним произошел такой случай: он настолько ярко представил себе картину убийства, что ощутил боль от удара ножом. На месте воображаемого удара у него появилась так называемая стигма, которая держалась несколько дней. Нечто подобное произошло с Флобером, который, описывая сцену отравления мадам Бовари, сам почувствовал сильное отравление. Из этого состояния его пришлось выводить средствами, которые обычно используются для человека, принявшего яд. Так велика порой бывает сила образного мышления. Скорее всего, многие гениальные произведения искусства создавались именно в "имаго". Тогда пробуждается обычно дремлющее подсознание и будто открываются потайные резервы мозга, становится доступным огромное количество хранящейся в нем информации, открывается способность оперировать ею с невероятной скоростью, "просыпается" интуиция. Такое состояние поэта или композитора называют вдохновением или озарением.
Валерий Авдеев объясняет этот феномен тем, что отключается левое полушарие головного мозга с его прямолинейным, примитивным логическим мышлением и пробуждается правое полушарие, которое мыслит многопланово, объемно-образно. В таком состоянии даже обыкновенный человек может создавать произведения искусства.
Активизацией творческих способностей не исчерпывается польза "имаго", объясняет Валерий. Не менее благотворно оно для здоровья. По мнению ученых, многие недуги вызываются психологическим напряжением во время переработки огромного потока словесной информации. Вот уж поистине горе от ума. Можно ли вообще оставаться здоровым, если время от времени не давать мозгу передышку, не вводить его в состояние "имаго"? Научившись ощущать каждый орган, каждую клеточку тела, человек восстанавливает нарушенные механизмы саморегуляции, работа которых обеспечивает здоровье. Я убедился в этом на личном опыте, продолжает Авдеев, когда избавился от порока сердца, упражняясь в "имаго". А ведь врачи не могли мне помочь на протяжении двадцати лет, убеждали, что болезнь неизлечима. И неожиданное излечение стало для меня откровением. Убежден: если человек научится поддерживать состояние "имаго" постоянно, то он не будет знать болезней и старости. Не это ли путь к невероятному долголетию и даже физическому бессмертию, которого, по преданию, достигали великие йоги Индии?
Философская концепция Валерия Авдеева претендует на решение кардинальных проблем человечества: предотвращение войн; восстановление экологического равновесия; полная реализация человека как космической сущности; изучение бесконечного количества форм жизни во вселенной. Стало очевидным, что наша цивилизация заходит в тупик. Угроза термоядерной войны, экологический кризис порождают у людей состояние страха и стрессов. Человечество стоит на грани самоуничтожения. Ни один из видов животных на Земле не ставил себя в подобное положение. Поэтому гениальная идея Михаила Сергеевича Горбачева о перестройке мышления есть единственно правильная идея в этой ситуации, которая выводит человечество на путь спасения!
Все проблемы существуют только внутри человеческого вида, а точнее, в нашем сознании. Они являются следствием неправильного образа мышления, а их решение Авдеев видит в перестройке экологического мышления. По его представлению, вселенная это огромная живая система, единый организм. Человека можно сравнить с одной из его клеток, которая несет информацию о всем организме. Когда люди убивают себе подобных, они тем самым подрывают здоровье единого целого и в конечном итоге наносят вред самим себе. Человек как тело есть сложнейшая космическая система (микрокосмос) частица вселенной, он находится в гармонии с окружающей средой. Человек же как личность это феномен словесной информации внутри человеческого вида.
Словесная информация выделила нас из природы, она разделила нас, породив разность национальностей, религий, языков и тому подобное. Личность оперирует словами, выстраивая их в логические цепочки, и думает, что это единственный способ познания мира.
Однако существует не только логическое, но и образное мышление. Слово это лишь условное обозначение образа, оно не несет полной информации. Именно поэтому слово изреченное есть ложь, а образ это истина.
В состоянии образно-интуитивного восприятия, "имаго", мы находимся в гармонии с окружающей экосредой и являемся проводниками космического разума. Мысли на уровне слов-бирок, мы вносим хаос в эту гармонию, наше творчество искажается, мы исходим из эгоистических потребностей своего тела и личности, без учета потребностей всей вселенной. Тем самым мы идем против законов природы, считает Авдеев. Единственный путь спасения человечества это перестройка экологического мышления человека, погружение в состояние измененного сознания, "имаго". Имаго как высшая форма медитации это интуитивно-образное мышление, в котором творчество личности становится гармоничным. Таким образом, мы получаем для общества человека новой формации, с максимальным кпд интеллектуального потенциала мозга.
...Заинтересованные рассказом Авдеева, некоторые зрители, сидящие в своих креслах, пытались проделать простейшие упражнения имаго-тренинга: закрыв глаза и затаив дыхание, прислушаться к биению сердца, ощутить, как в пальцах струится кровь, выявить самую теплую часть тела и самую холодную, найти больное место словом, почувствовать самих себя.
А вы знаете, раздался удивленный женский голос, у меня прошла головная боль.
И у меня сердце перестало покалывать, отозвался пожилой мужчина.
Что это мгновенное исцеление от недугов, которое, по преданиям, демонстрировали индийские раджи-йоги? Или временное облегчение, вызванное самовнушением? Результат частичного погружения зрителя в состояние "имаго", поясняет Валерий Авдеев.
Недавно артист продемонстрировал на сцене такие способности, о которых большинство ученых даже не подозревало. По сути, Валерий Авдеев поставил перед ними проблему, которую еще предстоит решить. Сейчас вы опять войдете в необычное состояние психики, в котором не работает логическое мышление. Вы будете мыслить образами, подобно великим художникам и музыкантам. В вашем сознании возникнут яркие картины настолько живые и отчетливые, что их трудно отличить от реальности. Вы будете слышать и видеть, вдыхать запахи, чувствовать вкус, ощущать воображаемые предметы даже более отчетливо, чем настоящие...
Валерий Авдеев произносит слова громко и спокойно, немного нараспев, словно рассказывает вечернюю сказку своей младшей дочери Дженни или читает пятистишия-танка. И зрители ведут себя подобно детям закрыв глаза, беспрекословно выполняют все указания наставника. На их лицах нет скептических выражений только спокойствие, сосредоточенность и какая-то духовная просветленность. Они не отдают себе отчета в том, что из простых зрителей стали участниками психологического опыта, который, пожалуй, впервые проводится на сцене. Ученые называют его "регрессией возраста".
Итак, вы ясно видите каждый день прошлого. Сегодня... двадцать второе декабря тысяча девятьсот двадцать второго года. Что вы сейчас делаете?
Участвующие в эксперименте подробно рассказывают, чем они заняты "сейчас". При этом, сами того не замечая, начинают двигаться по сцене и выразительно жестикулировать, как в театре пантомимы: изображают игру в бадминтон, уборку квартиры, работу на токарном станке...
Зрители аплодируют "актерам". А они не замечают аплодисментов, продолжая жить в образе, как будто и вправду оказались в 22 декабря 1922 года.
Как же быть, ведь на сцене молодые люди, в тот день никого из них не было на свете? Можно ли изображать это "в лицах"? Зрители на сцене тем временем продолжают "пантомиму". Только теперь они изображают другие занятия весьма необычные. Например, один из них берет в горсть нечто невидимое и широким размахом бросает на сцену. На вопрос Валерия Авдеева, что он делает, серьезно отвечает: "Рожь сею". Другой плетет лапти, третья отбивает вальком выстиранное белье...
А сейчас пять тысяч двести двадцать второй год до новой эры, таинственно звучит голос артиста. Что происходит с вами?
Наука, как говорится, не в курсе, а испытуемые, кажется, знают. На сцене начинается такое, от чего в зале сразу замолкают шутки и воцаряется мертвая тишина. Солидный мужчина, лет сорока, в строгом черном костюме, при галстуке, неожиданно встал на четвереньки, запрокинул голову вверх и... завыл по-волчьи. Да так громко и натурально, что у зрителей мороз пробежал по коже. Никто не засмеялся. Словно завороженные, люди слушали вопль жителя лесов каменного века.
Казалось, что Авдеев сам взволнован неожиданным "представлением". Мужчина продолжал выть, не видя и не слыша ничего вокруг. Он совершенно не реагировал на слова артиста. Тогда Валерий подошел к испытуемому и провел руками над его головой, словно разрывая паутину мысленного образа.
Тут вой оборвался тело мужчины обмякло, голова упала на грудь, руки согнулись в локтях... Авдеев вовремя подхватил испытуемого, поднял его и посадил на стул. Мужчина медленно приходил в себя, с удивлением глядя по сторонам. Как будто он и вправду возвращался в 5222 год до н. э...
Постойте! воскликнет скептик. Можно еще поверить, что человек способен воскресить в памяти события раннего детства! Вспоминал же Лев Толстой, как его туго свивали пеленками! А что можно вспомнить до зачатия эпизоды из жизни предков по отцовской и материнской линии? Впрочем, самые отчаянные фантазеры среди ученых говорят о существовании... генной памяти. Но ведь среди наших предков не было волков. Откуда взялись такие "воспоминания"?
Предвидя подобные возражения, я высказал их известному специалисту по резервным возможностям человеческой психики, доктору медицинских наук Л. П. Гримаку и попросил на них ответить.
Я не стану разубеждать скептиков, сказал Леонид Павлович. Однако приведу некоторые сведения, которые могут послужить пищей для размышлений. Сотни миллионов жителей Востока, в том числе ученые, верят в реинкарнацию. Иными словами, речь о том, что после смерти живого тела остается будто бы некое информационно-энергетическое образование, которое содержит все сведения о закончившейся жизни. Оно может сформировать новое тело, причем не обязательно человеческое, а, например, волчье. И даже воплотиться в камень: по восточной философии, это тоже живое существо, но находящееся на очень низкой ступени эволюции. Так что в Индии или в Китае этот психологический опыт объяснили бы очень просто: в измененном состоянии сознания испытуемые просто вспоминали эпизоды из своих прошлых жизней.
Скептики возражали: мол, испытуемые начитались книг по восточной философии, и во время сеанса ЛСД накопленная информация всплывала из подсознания в виде причудливых образов. Но вот что любопытно: подобные видения испытывали и те испытуемые, которые не имели никакого представления о восточной философии невежественные или умственно отсталые люди...
Ученые, проводившие эти исследования, вовсе не утверждают реальность реинкарнаций. По их мнению, современная наука не способна ни доказать, ни опровергнуть положения восточной философии.
Я надеюсь, говорил Гримак, что советские ученые задумаются над проблемами, которые ставит в своих выступлениях Авдеев, и проведут серьезные исследования демонстрируемых им феноменов.
И в своем мнении Леонид Павлович не одинок. В доказательство приведем отрывок лишь из одного документа: "...Специалисты ряда подразделений Сибирского отделения АН СССР и Сибирского отделения АМН СССР считают целесообразным организовать углубленное изучение демонстрируемых Авдеевым В. В. феноменов. По общему мнению, большой интерес представляют исследования состояния измененного сознания "имаго", существенно меняющего физиологические и психологические возможности организма и личности, отношения организма с внешнесредовыми факторами, в том числе с экстремальными. Специального внимания заслуживают общеметодологические и философские представления Авдеева В. В., имеющие выраженный гуманистический характер и способствующие материалистическому осмыслению такого сложного явления, как человеческая психика..." Документ подписан председателем клуба межнаучных контактов Дома ученых СО АН СССР, членом-корреспондентом АН СССР, лауреатом Ленинской премии Н. А. Желтухиным.
А вот еще один рассказ о выступлении В. Авдеева: "Из зрительного зала вызываются добровольцы, которые согласны участвовать в психологических опытах. Под руководством артиста оригинального жанра на сцене у них возникают яркие образные представления, повышаются творческие способности, исчезают психологические барьеры. Своеобразная гимнастика для мозга, "психологический иллюзион". На опытах с имаго-тренингом (имаго в переводе с латинского означает образ) основана новая программа, которую готовит артист Москонцерта Валерий Авдеев. Наш корреспондент взял у него интервью.
Кажется, этот опыт мы уже видели. Гипнотизер вызывает у человека состояние каталепсии и подопытный словно деревенеет. Его кладут затылком и пятками на спинки двух стульев, а он не прогибается. На него становятся три человека, прыгают, пляшут а он лежит неколебимо, словно стальной мост...
Сходство здесь только видимое я не использую гипноз на сцене. И тем не менее в опыте "пирамида" три добровольца из зрительного зала одновременно висят, опираясь пятками и затылком на спинки стульев. Но дело в том, что зрители входят в это состояние самостоятельно я только инструктирую их. Прошу закрыть глаза и сосредоточиться на образе своего тела, словно глядя на него со стороны. Вот оно напрягается, наливается тяжестью и словно деревенеет. Человека, который сконцентрировался на таком образе, можно смело класть между двух стульев. Но в отличие от загипнотизированного он полностью отдает себе отчет в том, что с ним происходит, может говорить, смеяться. Программу, сходную с этой, я демонстрировал в Волгограде. Так что опыт есть...
Помню, как на репетиции одна девушка, извиняясь, попросила заменить ей опору для пяток и затылка: ей неудобно было висеть, опираясь на жесткие спинки... Вот именно: артист беседует со зрителем, подвешенным между стульями, это не каталепсия и не гипноз. Но что же?
Способность, которой обладает каждый из нас, часто и не подозревая об этом, сконцентрировавшись на образе, вызывать различные изменения в своем теле. Эту способность можно настолько натренировать в себе, что даже хождение по раскаленным углям и лежание на битых стеклах не причинит вам вреда. (Заметим, что эти опыты Валерий Авдеев проделывает на себе). А зрителям я предлагаю опыт попроще: "Вспомните запах своих любимых духов или одеколона, сосредоточьтесь на этом образе и когда я к вам подойду, вы уловите этот аромат на любом предмете: носовом платке, записной книжке, расческе..."
Извиняюсь, но ведь это внушение?
Ошибаетесь. Как я могу внушить запах французских или японских духов, который хотят получить зрители, если я сам никогда его не ощущал? В том-то и дело, что люди сами вызывают у себя иллюзию любимого запаха. Ладно убедили. Но как тогда объяснить другой ваш номер "космический маятник"?
Я предлагаю добровольцам встать в один ряд и с закрытыми глазами вообразить себе огромный космический маятник. Какой конкретный образ возникает в сознании каждого человека, я не знаю и внушить его, естественно, не могу. Но дело в том, что, думая о каком-либо движении, человек сам непроизвольно начинает его воспроизводить. "Космический маятник", который раскачивается в воображении людей, заставляет их самих двигаться в такт его колебаниям. Вот почему, вжившись в образ, добровольцы, сами того не замечая, начинают колебаться на сцене подобно маятникам. И если я задаю им ритм: раз, два, три... то они одновременно наклоняются из стороны в сторону. Ряд добровольцев изгибается, как волна. Со стороны это выглядит очень эффектно а люди на сцене и не подозревают о том, что с ними происходит.
Побывав на вашей репетиции, я решил провести психологические опыты дома. Но только рассмешил родственников между стульями я провалился, как маятник не качался, на расческе никак не мог уловить запах "Рижской сирени". В чем причина неудачи?
Вероятно, в скептическом отношении домашних к "номерам" неопытного артиста. Улыбки и шутки родственников мешали вам забыть о внешнем мире и сосредоточиться на внутренних образах. А на сцене эти же опыты вам наверняка удались бы.
Ведь предварительно на сцене я вам показываю возможности имаго-тренинга; например, лежу на осколках от бутылок, выдерживая на груди трех человек. Люди воочию убеждаются в могуществе самовнушения. И у многих появляется желание проверить свои силы... В результате уже любой из них может открыть в себе не известную ему способность. Кстати, в разных аудиториях это удается неодинаково в зависимости от того, насколько доброжелательно относятся зрители к происходящему на сцене. От степени доверия публики зависит успех опытов. Людям очень нравится, что вы помогаете им открывать в себе удивительные способности. А главное подробно объясняете свои психологические опыты, в отличие от некоторых артистов, которые не разглашают профессиональные секреты.
Цель моих выступлений состоит в том, чтобы продемонстрировать людям, какие огромные резервы таит в себе человеческая психика. Что каждый человек без всякой тренировки способен шагнуть далеко за пределы своих привычных способностей. А если он продолжит занятия имаготренингом, который, кстати, является разновидностью аутогенной тренировки, то через некоторое время он сам сможет раскрыть свои творческие способности. Надо знать, что все эти способности материалистически объясняются учением Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности человека. Овладевая ими, мы тем самым как бы срываем маску религиозной мистики с известных восточных учений и разоблачаем несостоятельность западных теорий о "сверхчеловеке"".
А теперь я приведу еще один рассказ о В. Авдееве. "Странную картину увидел бы случайно оказавшийся в этом лесу под Волгоградом праздный отпускник. Просторная поляна, гигантское десятиметровое кострище, латунно отблескивающее раскаленными углями, а вокруг возбужденные люди. Хотя они и пытаются соблюдать тишину, то тут, то там прорываются сдавленные нервные возгласы. А посреди этой взволнованной толпы неподалеку от пышущего жаром догоревшего костра спокойный босоногий человек с отрешенным лицом, одухотворенным какой-то величественной, глубокой мыслью. Вот он делает знак рукой, и все умолкают. Спокойной поступью мужчина движется к кострищу, ступает на раскаленные угли и неспешно пересекает огненную зону, а затем так же медленно идет по углям обратно... И повреждений на ступнях не обнаружилось... Невероятно!
Валерий Авдеев, ныне артист оригинального жанра, с честью вышел из схватки с огнем в тот жаркий летний день. Но воевать пришлось не только со "стихией", не только с экстремальными условиями. Боролся он и с самим собой.
Зачем же Авдеев это делал? Зачем ходил по огню? Послушаем его самого.
С самого раннего детства я заинтересовался человеком как явлением, как феноменом. И начал потихоньку экспериментировать над самим собой. "Что я могу? Как я устроен? Какова моя психика?" задавал я себе вопросы. Как теперь понимаю, я пользовался какой-то стихийной, самодельной йогой, придумывал самые разные упражнения, пробовал их и следил за изменениями в самом себе. И в один прекрасный день у меня возникла идея, что не только йоги и факиры способны проделывать такие штуки, как ходьба по огню, что любой физически здоровый человек после соответствующих упражнений отнюдь не йоговских запросто пройдется по раскаленным углям.
Как только мы ставим наш организм (здоровый), рассуждал я, в некоторые экстремальные условия, то наряду с "разумной" защитой включатся некоторые защитные механизмы, руководимые подсознанием. И вот я в лесу... Передо мной раскаленные угли. С чего начать? Как подготовить себя к этой процедуре именно в самый начальный момент? Я понял: главное здесь преодолеть психологический барьер, страх перед огнем, заложенный в нас с детства. И я решил: какими бы ни были последствия моего эксперимента, пусть обгорят ноги, пусть я лягу в больницу, но пойду... Пойду! Я должен! Мысль эта стала главной, она захватила меня всего. Возникло состояние подъема, восторга, уверенности в собственных силах, бесстрашие, презрение к увечьям, смерти. Минута и я уже на углях. Ощущение неожиданное как будто я иду по раскаленному песку. Жарко, очень жарко, но терпеть можно. На следующий день мы решили повторить эксперимент. Обзавелись кино и фототехникой, приготовились зафиксировать редчайшее событие. И странное дело! Я не смог войти в нужное состояние. Какой-то тихий испуг владел мной. Не было ни экстаза, ни восторга. Но идти на попятную я, понятно, не мог. Костер горел, угли готовились. Я шел по угольям, и мне было нестерпимо больно. Страшно больно! Держался только на силе воли. Внешне все выглядело как накануне собрав в комок все силы, я пересек кострище, пытаясь быть спокойным, но... Ноги горели! Я чувствовал, как обгорают подошвы... Фотографии, конечно, были сделаны, к удовольствию зрителей, но кому были известны мои мучения? Многому научил меня второй день. Я понял главное чтобы ходить по углям, надо войти в состояние, которое позволит именно это сделать возможным. Не играть на скрипке, не бежать стометровку, не плыть брассом, а обрести нечувствительность к огню...
Что ж, Валерий прав. Любой осознанный поступок начинается, прежде всего, с ясного определения цели "я хочу сделать то-то и то-то", после чего целевая направлен
|